Поездка на Соленый лиман

На днях вернулись с велопокатушки, в которой было два участника - Я и Роман. А Саша остался дома, потому что у него два ремонта: квартиры и колеса. Ребята недавно нашли новых велодрузей и подумывали о поездке на водопад за Вольнянском. Оттуда и мысли о Соленом лимане. Именно мне последний вариант понравился, и мы решились туда поехать.

Водопад мне показался скучным. Во первых, мы в мае уже катали в Запорожье, а это та же дорога более чем на 90%. Во-вторых, какая то слабая цель. Соленый лиман казался интереснее, особенно после того, как Саша предложил место ночевки в лесу возле с. Кочережки. Уже вырисовывалось две цели: лиман и лес. При чем последний казался важнее, так как больше обсуждался.

О Соленом лимане в интернете информации очень мало. В основном все сайты пишут одно и тоже, копируя контент друг у друга. Поэтому я напишу о нем свежие данные, не статистические, а более реальные, по-своему.

Покатушка вышла весьма спонтанной. Вечером начали общаться, планировать, а через день уже были в пути. Очень нравится момент, когда начинаешь собираться, планировать, рисовать маршрут. В такие часы понимаешь, как опьянен эйфорией в преддверии путешествия.

На этот раз я планировал писать треки поездки при помощи своего смартфона. Так как батарея у него слабая, Саша мне дал два павербанка, которые я зарядил накануне. Из
еды взяли только перекус на небольшой привал в пути и немного ингредиентов для приготовления борща в месте ночевке. Остальное решили купить на месте. В чехол от каремата влез не только коврик и вещи, но и двухместная палатка.

Старт запланировали в субботу, 23 июля 2016 года, в 4 утра. Как всегда, я не смог выехать во время. Стартовал в 4:30, а Рома уже минут 15-20, как был в пути. Мне ехать на 4 км больше. Да и начинал ехать по грунтам. Придется ему опять меня ждать. Тем более, я знал, что зависну на восходе, ведь буду его фотографировать.

Хорошо, что солнце вставало за мной, иначе бы залип с фотиком на еще большее время. Хотя восход, как и закат длятся не так уж и долго. Но с каждым сделанным снимком я мысленно просил у Романа прощения. Ведь он наверняка приедет раньше в Васильковку и будет меня ждать.

По грунтовке я не торопился, хоть было и светло. Фонарик не понадобился. Опять ехал этими краями груженым. Дорогу помнил отлично.

В 6:16 Роман по вайберу отписался, что на месте. До этого писал о том, что дорога бомба, утро шикардос. Признаться, ехать было легко, но прохладно.

Мы встретились в Васильковке около 6:40, только не на круге, а ближе. Роман рванул немного мне на встречу. Дальше мы ехали вместе. Только за Васильковкой я ни разу не был в этом направлении, а Рома изъездил эти края довольно много, ведь это путь на Днепр, где мы учились.

Переезжаем р. Волчью. За эти два дня мы ее не один раз будем форсировать.

Дорога между прочим по началу была представлена множеством спусков и подъемов. Рома на таких подъемах часто использует маленькую звездочку спереди, чтобы легче было крутить. И я решил последовать его примеру.

За Катериновкой встали на небольшой отдых в пол десятого утра. Скушали по яблочку, которых Рома взял из дому. Они, кстати, очень нас выручали, придавали сил и свежести. Я купил изюма в дорогу для такого случая, но так и не распечатав, привез обратно.

По пути часто встречались поля подсолнечника. Одно из них было вообще ярко-желтое, такое красочное и красивое, что понимали, как много можно увидеть необычного в обычном благодаря велосипеду. Но сфоткать не остановились. Фото ниже - не с того места, а возле Катериновки.

Пролетели Зеленый Гай и въехали в Раздоры, которые встретили нас небольшим подъемом.

Роман, зная эту дорогу, анонсировал каждый спуск, подъем, поворот. Он предупредил, чтобы я готовился к большому подъему за Раздорами. Я на вершине сделал пару фоток, которые не передают фактический уклон. А фото ниже  нашел в google earth. Вроде бы, как то место, где мы ехали.

Такого длинного подъема (наверное не меньше километра) я еще никогда не встречал. Высказал мнение о том, что было бы круто проехаться в обратном направлении, но сомневаюсь, что когда-либо поедем еще по этим дорогам. Кстати сказать, они, то бишь дороги, были весьма в хорошем состоянии, как по мне. И даже несмотря на то, что здесь носилось очень много фур. При чем большинство из них были с прицепами и проносились мимо нас словно поезда.

Когда трасса стала ровной, решили встать на привал и покушать. Проехали 75 км, пора бы и подкрепиться. Еще до остановки я чувствовал, как начинает побаливать правое колено. Но вскоре и Рома стал жаловаться на свое, только левое. Но пути обратно уже нет. Да и ехать домой не вариант, ведь пройдена половина пути. Так что только вперед. За развилкой Днепропетровск - Павлоград мы помазали колени мазью, которое Рома взял с собою. У меня в пути таких проблем еще не было. Пожалел, что не взял ультрафастин, который мне помогал при болях в колене. Мазь дорогая, но действующая.

В тот день дул в основном западный ветер. И от Васильковки до развилки он был преимущественно встречный или встречно боковым. Когда поехали в сторону Павлограда наступило счастье - он подул в спину. Но наш путь пролегал к Соленому лиману через Майское, куда мы повернули в северном направлении. Несколько километров нам помогала посадка с лева, что прикрывала от ветреных потоков. Как только были просветы, сразу ощущались сильные его порывы. Когда деревья закончились, ветер трепал нас слева. А мы ехали уже не вкручивая по полной, а часто делая паузы в педалировании, так как колени уже не побаливали, а давно болели. Казалось, что дальше будет еще хуже и это было страшно.

В поселке Майское надеялись увидеть самолеты, но пока встречались лишь сельскохозяйственные ангары. За селом увидели справа самолеты, а у дороги табличку "Аэроклуб". До аэродром было не так уж и далеко. Но из-за больных коленей мы не стали туда ехать. Хотя и жалко. Сфоткались бы на фоне самолетов. Чертовы колени, что же с ними не так?

За спиной у Романа видны стоящие самолеты, которые находятся где-то в конце поля у посадки. А в небе постоянно слышался звук моторов, да и самолеты пролетали довольно частенько. Один раз увидели, как спускается на землю парашютист. Роман, да и я тоже, мечтает когда-нибудь прыгнуть с парашюта. А теперь мы просто смотрели вверх и мечтали, как дети.

Недалеко от Майского я преодолел рубеж в 100 км. А пока Рома отдыхал, заметил по левой стороне в поле здорового быка.

Железный бык в поле казался очень величественным и необычным. Я было хотел ехать дальше, ведь колено. Но Рома настоял поехать к нему ближе, ведь он стоял весьма близко.

За Майским следовало Октябрьское. А что дальше? Февральское? А дальше увидели такой знак:

Справа растущая кукуруза была помечена какими-то знаками, потом этот знак, большой железный бык, аккуратные поля, большие ангары в превосходном состоянии внешне - все свидетельствует о том, что на этой земле есть Хозяин. Хозяин не только в смысле собственник, а фирма, которая заботится о урожая, земле, состоянии всего, чем занимается. А фирма эта - Агро Союз, как я понял.

Между тем, впереди виднелись большие клубы дыма за трассой. Уже потом поняли, что горит поле. Хорошо, что не лес, ведь в нем нам ночевать.

Подъехав к Днепропетровской трассе, Рома предположил, что нам надо объехать справа ограждение, что разделяет дорожное полотно. Так сильно хотелось уже наконец-то выехать на эту трассу, за которой Соленый лиман, что объезжать явно не хотелось и мы поехали против движения, но совсем не много, а потом переехали на свою полосу. Поворот на Новотроицкое почти рядом. Там мы заехали в магазинчик и съели по мороженке прежде, чем поехать к первой цели.

Ехать было уж совсем тяжко. Не столько из-за ветра, а сколько из-за коленей. При чем силы были. Просто было больно. У меня сначала была небольшая боль с права. Потом она увеличивалась и появлялась при педалировании. А потом больное место расширилось до середины колена. Мы тянулись, как два рахита, два пенсионера. Нам с Романом уже самим скоро понадобится лечение в таком пансионате, который расположен на лимане. Первоначально, как предлагал Саша, хотели, чтобы Роман завтра ехал через Першотравенск. Но теперь вырисовывался кратчайший путь на Покровское.

В селе Новотроицкое дорога почти упирается в пансионат. Мы сразу поняли, что проехать через него не получится, поэтому двинули по треку в объезд, где нашли дорогу к водоему. В 14:30 были на месте. Пансионат, кстати, и с этой стороны был огражден забором. Поэтому домой вернулись тем же путем, каким сюда попали.

Перед камышами оставили велики и пошли к берегу, который представлял из себя засохшую грязь. Здесь, кстати, добывают лечебные грязи. В районе пансионата стоит специальная техника. Каждый из  нас убедился в том, что лиман действительно соленый. Мы провели фотосессию, а потом вернулись к велосипедам и немного повалялись на травке.

Хотя особо лиман нас не впечатлил. Болото. Тут наверное и скупаться не как. Отдохнув, поехали обратно. Роман предлагал сократить путь, проехав через Мин воды. Приложение Maps me предложило на путь, который был раза в 2-3 короче, чем по плану. Я дома пытался найти подобный путь, но явно не видел. Дороги там может и есть, но вероятнее всего мы попали бы в пески. Тем более там попадаются много небольших озер. В общем я настоял ехать по плану. Хотя я не являюсь приверженцем планов. Просто хотелось добраться без приключений. Колену нужен отдых. Но в голове отложилась мечта проехаться этими краями, обследовать здешние ебеня. Карты на смартфоне показали два источника воды, что тоже нужное дело. Но не в этот раз. И мы поехали обратно по асфальту.

Слева, куда нам надо было ехать, горело поле. Были опасения, что придется ехать через дым. Впрочем, там, где мы ехали, дым был,  но рассеянный, как неплотный туман.

На грунтах ветер дул в спину и мы ехали довольно бодренько. В начале Карабиновки стояла пожарная машина. Ребята спросили нас куда продвигается огонь. Мы им сказали, пусть тушат, хотя они, видать, не хотели туда ехать. В этом селе увидел красивую церковь.

Между Карабиновкой и Булаховкой с неба начало капать. Мы спешно попрятали цифровую технику и двинулись дальше. Но дождика так и не было, и перед по дороге на Булаховку я вновь достал фотик.

Что это за маяк? - спросил Роман. - Раньше Волчья была судоходной, вот для кораблей его и построили, - пошутил Я. Хотя сам не знаю, для чего эта вышка. Дальше над нею нависли тучи, но фоткать больше не стал - боялся, что сядет аккум на фотоаппарате, а ведь мы еще не доехали.

От Булаховки до леса было недалеко, но ехать пришлось под сильным боковым ветром, который иногда даже пошатывал велосипеды. В начале леса расположена база отдыха Радута. Там увидел автобус шахты Днепровская, а возле корпусов мотоциклы и байкеров.

База шикарная. Потом уже дома увидел, что там протекает один из двух рукавов реку Волчья. Потом эти два рукава соединяются, впадая в Самару. Судя по названием фоток в гугле, можно судить, что возле Радуты протекает старое русло реки. А когда-то, видимо, его какое-то время не было. Может из-за базы отдыха сюда вновь направили Волчью?

Далее вся дорога проходила по лесу. При чем лес смешанный. Въезд в хвойный лес запрещен. Мы решили поехать сразу в магазин, а потом уже искать место для ночевки. Проезжая поляну, где собирались остановиться, я обратил внимание, что слева есть грунтовые дорожки. Возможно, мы бы там давно выехали, кабы рискнули и поехали по Роминому варианту. А может до сих пор бы катили велосипеды по пескам.

Мы переехали мост и оказались в Кочережках, где сразу увидели магазин, про который говорил Саша. Но он был временно закрыт - продавщица вышла на остановку передать пакет на автобус. А мы, уставшие, приземлились с боку на лавочке. Я повернул зеркало на велосипеде Романа, чтобы видно было двери.

В магазине взяли пива, 6л воды, лимонад, макарон и тушенку. Разделив груз, двинулись в обратный путь. Кстати сказать, пройденное расстояние от дома до места ночевки составило 140 км.

Так получается, что в этом году я катал не так много, как в прошлом, но зато километраж обычно переваливал за сотню.

То место, где когда-то останавливался Саша, было занято, и мы нашли другое. Первым делом, выпили пивка и начали разжигать костер. А вернее печку, на которой сварили суп.

А потом разложили палатку. Она у меня простая, однослойная, двухместная. Дождь она врядли выдержит. Зато легкая.

Я писал, что взял у Саши два павербанка и колонку. Колонка отслужила нам весь вечер на старых батарейках. А вот павербанки не пригодились. Я забыл дома шнур для зарядки смартфона, который под конец дня почти сел. Из-за этого запись трека следующего дня не велась.

Под супчик раздавили пол литра самогонки, что взял Роман. Сидели до темна и просто жгли костер. Как только приехали на эту поляну, я активно обрызгался off-ом от комаров и клещей. Но реально комаров распугал дым. Клеща вроде никто не подхватил. Под конец ужина сварили кружку чая и выпили ее одну на двоих, так как я забыл взять чашку.  Хорошо и тихо посидели. Мы были остались одни на всей поляне. Остальные отдыхающие давно разъехались.

Я еще перед ужином разложил в палатке коврик и спальник. Зайдя в палатку, быстро укутался и быстро уснул. А Рома спал на покрывали, на котором мы сидели. Им же он и укутывался. Потом жаловался, что под утро стало холодно, да и я еще мешал спать своим храпом. Мне же спалось просто прелестно. В спальнике было даже жарковато и я немного расстегивался. Ночью, кстати, бушевал сильный ветер, но дождя не было.

Утром выпили только чай и стали собираться. Решили покушать позже. Поляна для отдыха подходит весьма отлично, за исключением того, что негде покупаться. Саша предупреждал, что в этом месте в реке подводные водовороты. Возможно из-за двух мостов. Там даже и зайти в воду трудновато. Но помыть посуду и набрать воды мы смогли без проблем.

Уезжая домой, сразу заехали в магазин и взяли по 2 литра минералки. Сначала дорога шла по асфальту, а далее поехали грунтами. Справа открылась красивая картинка. Река Самара и бескрайние лесные просторы. Живописная местность, я бы здесь жил. Где-то в этих лесах Волчья впадает в Самару.

Наш путь должен проходить недалеко от реки. Сделав это фото, я понял, что мы находимся на горе, а значит должны будем спускаться. И вот мы выехали вновь на асфальт, на котором дорога шла в низ. Мы пропустили грузовик с краном. Рома сказал, что пусть проедет, сорвав те же слова у меня с уст. Ведь на спуске мы это "доробло" обязательно догоним. Дальше дорога была не очень хорошая, поэтому "доробло" не могло от нас оторваться более, чем на 200-300 метров, отравляя воздух выхлопными газами.

Мы ехали постоянно по главной до Павлограда. Колено сутра не болело, но Роман на свое жаловался. Мне ехалось просто чудесно. Мог вкручивать и вкручивал. Больше всего вчера переживал, что утром колено онемеет и придется ехать очень потихоньку.

Храм в с. Вязивок
Проезжая мост, не могли определить, что за река. И уже позже я понял, что это была Самара, ведь Волчью мы должны пересечь через подвесной деревянный мостик. Мы иногда пользовались Роминым смартфоном для определения местоположения, чтобы не сбиться с курса. Наша следующая цель - Мавринский майдан.

За Веселым въехали в Павлоград. А там свернули с трассы в сторону реки. Проезжая по грунтам, увидели пару хороших полян для отдыха. Решили вернуться сюда после осмотра майдана и устроить привал.

Этот подвесной мост оказался самым надежным из тех, которые довелось уже пересекать с велосипедом.

Но все равно было страшновато. Я пошел первым, а Рома следовал после того, как я преодолел большую часть пути. Мы обычно так  переезжаем деревянные мостики, по очереди. Позже напишу, как это делают местные.

Далее перед Межиричами свернули на Мавринский майдан. На холмы взобрались без велосипедов. Майдан не впечатлил. Он выглядит эффектно с высоты, а не вблизи. Я даже не нашел ни одной фотки, которую можно было бы выставить в отчет.

А вот, когда мы спускались с горки к велосипедам, то наверное были похожи на двух рахитов. Опять заболели колени. У Романа колено болело больше, а у меня в основном при ходьбе, что было проще.

Подъехав к мосту, пропускали деда на велосипеде, который вез целый баул пустых пластиковых бутылок. На конце моста у него порвался пакет и бутылки начали выпадать. Дед матюкался и злился, а мы с него здорово поржали.

Когда я заканчивал пересекать мост, на конце уже скопилась небольшая очередь. Один велосипедист в шлеме после нас сел и поехал по мосту. А потом мы не раз наблюдали там солидную движуху. Люди ездят с дач на Межирич или Новоселовское или обратно. При чем большинство с баулами. Много кто ехал своим ходом, как на вело, так и на мототехнике.

Место для привала было отличным. Мы нашли дрова и сварили макароны, размешав их тушенкой. Кстати замечу, куриная тушенка - не ахти. Много костей. Лучше брать свиную. Одно хорошо, что крышка от банки с резьбой. Во-первых, не нужен нож для ее открытия, во-вторых, тушенку потом можно легко закрыть и не нужна для этого капроновая крышка.

В Павлоград мы решили ехать не вдоль реки, как советовал Саша, а вернуться на асфальт. Хотелось уже домой и побыстрее. Роман будет ехать коротким путем домой, не со мной. В городе мы купили разливной воды. Я отдал большую часть воды Роме, ведь ему ехать дальше. А себе купил воды, чтобы потом не останавливаться для этих целей.

Теперь мы ехали не под мостами, как планировали ранее, а заехали на мост, под которым проходили ветки железных дорог. С моста я сделал фото с видом на центр Павлограда. Примечательно, что мы заезжали на мост, где был не большой уклон. А впереди у нас был хороший длинный спуск. Рома поехал вперед, пока я фоткал.

Спуск был стремительным, и я разогнался до 49,8 км/ч. А Рома  - 58 км/ч. Потом мы свернули на Полтавску и доехали до Днепровской, где трасса на Днепр. Тут мы распрощались. Роме ехать через мост на право, а потом поворачивать влево на Синельниково. А я повернул налево на кругу возле автовокзала и поехал на Першотравенск.

Решил ехать по асфальту, так быстрее. Скорость держал около 25 км/ч довольно долго. Обогнал какого-то велосипедиста на нормальном веле с рюкзачком. Он ехал медленно, еле крутя педали. Хотел ему сказать пару слов про каденс, но лень было тормозить и я ехал дальше. Все было хорошо до Николаевки. Убитая там дорога меня доконала. К тому же в наших краях прошел дождь и кругом были лужи. С велобаулом ехать по такому покрытию нелегко и заболело колено. Я начал останавливаться и отдыхать. Ехал через луговую, так как не помнил дорогу через Николаевку и решил не заморачиваться. Дома был в 15:40.

Rom4eg комментирует...

А я вот что подумал, Димон. А ведь грязь на лимане действительно можно было хоть в бутылки набрать. Для своих хлипеньких коленей. Подлечить может чуток дома. Теперь хоть бери да езжай опять. Но 200 по кругу, даже больше походу, это конечно многовато будет.
Да, колени подпортили настроение, но все же поездка удалась - особенно ужин у костра :-)