Заповедник Каменные могилы

Каменные могилы в Донецкой области

Уже давно в планах была идея съездить в заповедник Каменные могилы, расположенный в Донецкой области недалеко от Мариуполя. И вот пазл желаний и возможностей сложился - мы вырвались в долгожданный велопоход.

каменные могилы донецкая обл

Я кинул клич, на который откликнулся один человек - Александр Токарь. Саша загорелся поездкой и даже был настроен ехать в одиночку. Мое участие оказалось под вопросом. Но в последний день перед выездом сообщил ему, что тоже еду.

Днем ранее я нарисовал трек. Это первый раз, когда маршрут не обсуждался вообще. В интернете трудно найти информацию о посещении заповедника, контактах администрации, где можно остановиться, где нельзя.

Я не стал особо закупаться продуктами из дому, а вот мой попутчик затарился. Для похода у меня все было. Саша взял простенькую, но двухслойную трехместную палатку.

Дорога на Каменные могилы

Как добраться до Каменных могил? Нужно доехать до с. Назаровка Донецкой области. Старт назначили на 4 утра, выехали в 4:15, когда на улице еще было темно. Ехали через кладбище. На улице светила луна, а слева видны были кресты, могилы. Да, сам бы я в такое время тут не поехал бы. Хотя однажды побывал перед рассветом с великом.

каменные могилы карта

Я еще не успел как следует вкататься в сезон. Пару дней до похода я испробовал силы, проехав 80 км. Понимал, что еще слабенький, о чем сообщил попутчику. А он задал очень медленный темп на старте. Успеем ли мы так доехать до темна к финишу?

Правда, когда стало светлее, мы разогнались. Я просчитался, взяв мало одежды и начал замерзать. В Васильковке утеплились, так как впереди две балки, в которых должно было быть еще холоднее.

Рассвет встречали в одной из этих балок. Кстати, мерзнуть не пришлось. Но все равно, нужно иметь на ночные поездки теплую одежду. Из обуви у меня на данный момент для велосипеда имеются только зимние кроссы. Поэтому взял еще тапочки, так как обещали до 24 градусов тепла.

рассвет на велосипеде

В это же время мой кум, Александр Рябоконь совершал бревет на 300 км и наши маршруты капельку совпадали, но мы так и не встретились.

В Гавриловке уже работал известный мне магазин, где мы взяли кофе и пополнили запасы воды.

Трасса Запорожье - Донецк давно требует ремонта. Мы попадаем в Донецкую область в с. Искра, по которой будем ехать весь сегодняшний день.

Искра, Донецкая область

Маршрут я сохранил в приложении Геотрекер и при надобности обращался к нему, если были сомнения. Поэтому мы сворачиваем с трассы в правильном направлении к с. Комар.

Комар Донецкая обл

Там возле магазина встретили местного мужика, который вспомнил, что в молодости занимался велоспортом, гоняя на Украине по 120 км и давал фору велосипедистам на спортивных велосипедах. Кстати, на его лайбе были установлены какие-то прибомбасы, сделанные вручную. Дядька пожелал нам счастливого пути и помог выбраться из села.

Уйдя с трассы на села, мы срезали путь. Были напрасные опасения по качеству дорожного покрытия. Оно было отличным! К тому же машины встречаются не часто.

В с. Веселое услышали какой-то шум. Я было подумал, что это водопад. Оказалось - это линия электропередач издавала страшный треск. Провода висят довольно низко, но током ни разу не укусило ни по пути туда, ни обратно, когда возвращались домой.

Первоначально договаривались остановиться у Каменных могил на две ночевки, но потом я предложил на следующий день выехать и ехать до вечера, заночевать где-то по пути. Сейчас мы присматривали место, где можно было бы встать на ночлег.

р Мокрые Ялы

А таких мест было достаточно. Долгим спутником по нашему маршруту была река Мокрые Ялы. Частенько попадались небольшие лесные угодья, как с лиственным лесом, так и с хвойным.

Главной особенностью велопохода было то, что завтра Пасха - большой праздник и мы переживали о том, что магазины могут не работать. А сегодня в субботу, 27 апреля мы думали, стоит ли закупаться на два дня или нет?

Кстати, в каждом селе был хотя бы один магазин. Поэтому проблем с закупкой мы не испытывали на всем протяжении пути. Я боялся, что будет наоборот.

Изучая карту, помнил, что самое большое село - Великая Новоселка. Думали скупиться там продуктами для следующего дня. Но были мы там еще довольно рано. Решили, затариться можно и попозже.
Велика Новоселка

Кстати, Великая Новселка - это не село, а пгт. Оказалось, поселок действительно большой. Мне он чем-то схож с Гуляй Поле в Запорожской области. Тут тоже есть подвесной мостик. А на речке даже обустроенный пляж. Показалось, что люди здесь живут нормально. Не бедно, не богато.

Старомлыновка - тоже не мелкое село. Нигде каких либо достойных достопримечательностей не встретили, хотя особо их не искали, да и цели такой не было. Здесь я имею ввиду все населенные пункты, которые нам встречались. Впрочем, часто даже попадались советские стелы, надписи, лозунги, сохранившиеся по сей день.

Старомлинівка

Проголодавшись, докатились до Новопетриковки. Зарулили в магазинчик, возле которого стояла в тенечке лавочка, а на нее направлены камеры видеонаблюдения.

Новопетриковка, магазин

Саша пошел первый и вынес хлеб, колбасу и сырок. Последний оказался просроченным, но товарищ не захотел возвращать и портить настроение себе и продавщице.

Отобедав, взяли еще чаю. Нас расспрашивали о нашем походе. Мужчина показал, где можно срезать грунтами. Впрочем, я и сам видел этот путь, хоть и не рисовал его. Но, если местные советуют, то уж точно там стоит ехать.

грунтовка зачатовка

В магазине продается вода на разлив. Этот мужчина набрал мне двушку, но денег не взял. Приятно. Вообще, хорошее место. Можно и скупиться и посидеть в тени. Все здороваются, а рядом и велопарковка. Могу рекомендовать данное место, как велофрендли магазин.

велопарковка в селе

Поинтересовались, будут ли работать завтра магазины. У них на дверях висело объявление, что будут выходными. Но сами они еще не были до конца уверены, при этом уверили в то, что в Красной Поляне наверняка найдем открытый магазин, да и соседи будут тоже работать. Это радовало. Мы взяли только спагетти и сардины, не став закупать много продуктов наперед. Тем более Саша был затаренный еще из дому.

Могли бы скупиться и в Красной Поляне. Проблем по магазинам в пути нет никаких. Где-то здесь есть карьер. Мы видели большую насыпь, но заезжать поглазеть не стали.

Кстати, я давно заметил, что здесь во многих селах у людей открыты ворота или калитка. А у некоторых вообще нет ворот. Забор есть, а ворот нет или они открыты. Сделал вывод, что, ежели ворота распахнуты, значит хозяева дома. Я вспомнил бабушку, которая уходя оставляла ключик под половичком, а на дверь хаты ставила веник, свидетельствующий о том, что дома никого нет. Никто о воровстве даже не думал тогда.

Видно, что люди живут не бедно. Хотя особняки почти не встречали. Понравились нам эти места. Местная ребятня всегда с нами здоровалась. Во многих дворах встречались красивые насаждения цветов. Тюльпаны просто великолепны.

Как нам и советовали, свернули перед Зачатовкой на накатанный грунт и срезали путь. Саша еще по карте увидел, что мы должны попасть в Запарожскую область, надеясь сфотографироваться у стелы.

Стелу мы не встретили. Но поняли,что в Запорожской области по состоянию дороги. Она была ужасная и убитая от слова "совсем"! Вот почему так? Одна страна. Одни заботятся, ремонтируют, стелют новые покрытия, а другие кладут на это дело.

Решили заехать в Азов, как в последнее место, где можно купить воды. Свернули и начали искать языка, который поведал бы нам о местонахождении магазина. Он оказался без вывески, но его сдал грузовик, с которого выгружали товары. В магазине работает боевая женщина, а ей помогает бабуля, похожая на маму Верки Сердючки.

Потом местные показали, как выехать на трассу и, словно извиняясь, попросили немного потерпеть. Речь идет опять о той дороге, которая требует капиталки. Через несколько километров появилась отремонтированная дорога. Но почему-то оставляли кусочки. Зачем? Чтобы вернуться?

Проехали поворот на Розовку и еще пару сел. И вот мы увидели знакомые надписи, свидетельствующие о том, что впереди вновь Донецкая область.

дороги в Донецкой области

На границе сразу попадаем на новое дорожное полотно. Идеальный асфальт и красивые березки по бокам поднимают настроение. Справа вдалеке замечаем скалы, которые являются целью нашего маршрута. Удивительно, среди степи увидеть кусочки гор.

Каменные могилы, вид с трассы

Из имеющейся информации в интернетах, сложилось впечатление, что у Каменных могил строгий директор. Что многое нельзя и могут даже не пустить. От этого становилось даже грустно.

Дома я решил выудить инфу у Мариупольских велосипедистов. Но мне ничего путнего не выдали, подтвердив, что территория охраняется, палить костры нельзя и даже есть вероятность того, что нас не пустят. Кстати, эти ребята, вроде как, тоже организовывали велопоход с заездом в эти края и в эти дни. Правда об этом не признались.

В 17:00 свернули с трассы на Назаровку, которая представляет собою село в одну улицу. Там одни хаты без каких-либо других строений. Как и предполагалось, магазина здесь нет.

Поворот на Назаровку

Я планировал не ехать на заповедник, а встать рядом, на другом берегу реки Каратыш. Поэтому мы свернули на грунты и подъехали к Каменным могилам с южной стороны. По пути несколько раз встречали красные таблички, говорящие о том, что на заповедной территории нельзя ловить рыбу, охотиться, жечь костры, собирать травы.

заповедник

На бережку увидели две машины. Люди уже собирались. Мы поговорили с ними о возможности ночевки в данном месте. Они сказали, что администрация строгая, но здесь нас вряд ли кто-то тронет. Сказали, что там были какие-то велосипедисты, которых не пустили. А не те ли мариупольцы?

Саша предлагал съездить, поговорить с охранниками, узнать, спросить, может дать на лапу. А я предпочитал бы не светиться перед ними. Да и солнце идет к закату, время терять не охота. На том и порешили. Остаемся здесь, тем более, есть готовые места для разведения костра.

ночевка возле заповедника

Да и место, как оказалось, лучше не придумаешь. От трассы далеко, рядом никого нет, дрова почти готовы, водоем есть, а виды открываются такие, что радуют и радуют глаз. Выходы скальных пород, которым 2 миллиарда лет, притягивают к себе взор утомленного путника. И мы понимаем, что не зря проехали 161,5 км в этот апрельский день.

чай на природе

Мы развели костер, дым от которого предательски развевался по степи, и начали готовить и кипятить воду для кофе. Особо не куховарили, разогрев консервы (перловая каша с тушенкой). Для готовки Саша взял армейский котелок, колышки для мангала и шампура. Чаевничали из моей кастрюльки.

костер на природе

"Дернули" за приезд и атмосфера окружающей нас среды еще больше дала прочувствовать то, что мы находимся на необычайной территории.

река Каратыш

А когда-то, давным давно, здесь жили скифы и другие древние народы. Возможно, они так же тут сидели, готовили пойманную дичь и так же любовались здешними красотами. А я теперь сижу на том же месте, но вместо оружия у меня в руке фотоаппарат.

Каменные могилы закат

И сразу вспоминается реклама водки "Козацька Рада", когда к козаку возле костра подходит волк. Словно сейчас и к нам выйдет серый волк и мы с ним поговорим по душам.

Экскурсия в заповедник Каменные могилы

Проснувшись, принялись готовить завтрак и собираться на экскурсию. Надеялись, что несмотря на то, что сегодня Пасха, сможем увидеть Каменные могилы.

возле Каменных могил у водоема

Спалось откровенно плохо. Так как рядом заповедные места, думал, что могут быть ночные гости. Но спать мешали лягушки, которые оккупировали камыши возле берега и всю ночь орали во все горло.

К тому же было холодно. Я впервые ночевал в палатке в апреле. Всегда хвалил свой спальник, но пришлось одеться и все равно было холодно. Еще и руки затекали. В итоге всю ночь ворочался и мучился, предаваясь в короткие сны.

Утром я таки решился и покупался в речке, чтобы освежиться и взбодриться. Впервые купаюсь в апреле трезвым. Ну, если не считать теплого моря в Египте.

К сожалению, солнышко изредка радовало нас своим присутствием. Благо, что вчера дождя не было. Хотя капельки срывались. Но уже казалось, что день будет жарким.

Мы проехались немножко вдоль берега реки, которая больше напоминает озеро. Увидели еще одно хорошее место для стоянки, где кто-то было место костра. Там же свернули по другую сторону посадки и поехали искать заповедник.

заповедник в Донецкой области

Здесь интересные грунтовые дороги. Я в полной мере ощутил преимущества горного байка. Он юркий, маневренный и легко справлялся с подъемами, спусками, неровностями, покрытиями из грунта и насыпями щебенки.

Мы добрались до здания администрации, где охранник уже рассказывал приехавшей семье о уникальных особенностях заповедника. Его интересно было слушать. Саша отметил поставленный голос этого человека, словно это был не охранник, а экскурсовод.

За посещение с нас взяли по 50 гривен с человека, рассказали куда и как можно пройтись. Предлагал зайти в часовню, рассказывая про находящиеся в ней иконы и мощи. А так же предложил оставить велосипеды на территории администрации.

администрация заповедника Каменные могилы

Сначала все прошлись по тропинке мимо древних каменных баб и поднялись на небольшую горку по валунам.

каменные бабы у каменных могил

Потом мы подошли к кресту, установленному в честь древнерусским воинам, погибшим недалеко отсюда в битве на реке Калка. 31 мая 1223 года объединенное русско-половецкое войско понесло сокрушительное поражение от монголо-татар. В битве погибло 90% русичей, много князей, а так же (по некоторым данным) богатырь Алеша Попович.

крест воинам на битве у Калки

Существует мнение, что на территории Каменных могил был расположен военный лагерь киевского князя Мстислава во время вышеописанного события.

Затем мы отправились к вершине, именуемой Лягушка. Действительно, очертания каменных глыб очень похожи на лягушку.

гора Лягушка

Охранник рассказал нам, что лягушка символизирует женское начало. Один мужчина привез свою жену, которая не могла родить, на эту вершину. И вскоре у них появился первенец.

у подножия Лягушки

Как бы там ни было, виды отсюда открываются потрясающие. Кругом степь, а ты на вершине горы. Под лягушкой, а также на ней есть площадки, словно созданные для медитации. Я бы хотел встретить здесь рассвет.

Каменные могилы фотосессия

Между тем, когда мы поднимались на эту вершину, мы заметили на другой горе человека. Но он казался слишком огромным. Может это крест или какой-то памятный знак? К тому же, как для человека, он слишком долго стоит на одном месте. Временами мы замечали, как это что-то меняет позу. Может монумент покрытый тканями и ветер развевает их? Вид на соседнюю вершину не давал нам покоя и даже веял какой-то мистикой.

Острая Каменные могилы

Однако, позже мы увидели, как монумент присел, а потом начал спускаться с горы. Вскоре перед нами предстал молодой охранник в комуфляже и с биноклем. Рассказал, почему нельзя посещать другие вершины.

охранник заповедника Каменные могилы

На территории заповедника произрастают редкие виды растений. Есть те, которые занесены в Красную книгу, а есть абсолютные эндемики, которые не встречаются за 1000 км от данной местности. Кстати, есть таблички, запрещающие проход в такие направления.

Жаль, на самой высокой вершине Острая (где охранник рассматривал территорию в бинокль) есть древние наскальные надписи. Да и по другим местам интересно было бы пройтись.

панорама Каменных могил

Впрочем, нам хватило и того, чтобы вдохновиться и проникнуться историей и энергетикой данного места.

Вернувшись в усадьбу, встретили директора заповедника. Он интересовался, где мы ночевали. Еще ранее у охранников мы расспрашивали, можно ли ночевать на другой стороне реки и разводить костры. И получили утвердительный ответ. В прочем, это уже не имело никакого значения, так как все это мы уже проделали.

скалы в Донецкой области

Но, возможно, это не последнее наше посещение Каменных могил, поэтому пытались выведать как можно больше информации, а так же взяли контакты директора.

Саша, который работает кузнецом, летом ездит в Бердянск на фестиваль кузнецов. Но здесь нам поведали о том, что каждый год здесь проводится праздник в честь битвы на Калке (если не ошибаюсь) с выступлениями козаков, конкурсами и полевой кухней. И теперь он загорелся вновь туда поехать. В этом году он состоится 8 июня.

Перед выездом, молодой охранник рассказал нам про источник, где мы набрали холодной воды. Теперь мы были заправлены для обратного похода домой и могли не заезжать в Азов для пополнения запасов.

Откровенно говоря, мы были приятно удивлены гостеприимством и доброжелательностью работников заповедника. И с хорошим настроением отправлялись домой.

Обратный путь

Так как выезжали мы после обеда, то я предполагал еще одну ночевку. Саша же хотел бы доехать за раз с ночной покатушкой. Но мой фонарь был плохо заряжен и его могло не хватить. Но главным было то, что я уже предварительно настроился на пол пути. И позже силы меня начинали покидать.

К тому же дул встречный ветер и временами было тяжело. Мы вновь заехали в магазин в Новопетровке, где тот же мужчина бесплатно заправил нас водой. Хотелось еще посидеть на лавочке в теньке, но проходящий мимо местный мужик, который принял на грудь, приставал с вопросами и разговорами. Пришлось покинуть понравившуюся локацию и крутить дальше педали.

Машин по пути было очень мало, что не удивительно, ведь, наверняка, многие приняли горькой в честь праздника. А нам это только на руку.

Благо, к вечеру ветер утих и ехать стало легче. До трассы оставалось уже не очень далеко, но солнце садилось. Эти 90 с чем-то километров мне дались труднее, чем весь вчерашний путь. Удивительно, как влияет настрой. Запланировал 80 км и все - больше никак!

ночевка туриста

Поэтому мы свернули к реке Мокрые Ялы. Путь к воде не нашли, но спалось на этот раз лучше.

В город вернулись к часу дня, в понедельник. Отметили возвращение бокалом пенного и разъехались. Кстати, под дождь так и не попали.

Выводы

Для поездки нужно иметь теплые вещи. У меня было достаточно свободного места, которым я не воспользовался.

Был проведен конкурс-смотр дорог Украины в трех областях. Почетное первое место занимает Донецкая область, второе - Днепропетровская и последнее, позорное, третье место достается Запорожской области.

Стоит отметить, что дороги местного значения имеют удовлетворительное покрытие и малый трафик. Так же по пути много магазинов, которые работают даже в праздник.

Мы были приятно удивлены местным населением. И остались довольны велопоходом. Каменные могилы богаты легендами и историями, которыми мы пропитались, но много тайн и загадок остались еще не раскрыты...

Рябоконь Александр комментирует...

Стоит повторить. Буду иметь ввиду)))

Роман комментирует...

Читаешь отчеты и самого так и подрывает в поход ��
А ночи сейчас действительно холодные...
Классно у вас получилось съездить Молодцы. Исполнил наконец нашу давнишнюю цель ��

Анатолий комментирует...

Спасибо за отчет. А можно чуть подробнее насчет источника. Где он находится? Недалеко от администрации заповедника, как обозначено в Викимапии?

Дмитрий Ослопов комментирует...

@Анатолий
Да, недалеко от администрации. Но точное место не скажу, охранники подскажут

Unknown комментирует...

Какой интересный рассказ,и какой интересный велопоход!я так поняла,что сходить с тропы и идти куда хочешь в заповеднике не получится. Очень хочется посетить это неординарное место.