По достопримечательностям Херсонской области
В конце лета, начале осени 2020 года я отправился в велопоход по Херсонской области и погостил у своих родственников в Херсоне и Голой Пристани. Я съездил велосипедом на море, Алешковскую пустыню и другие достопримечательности Херсонщины.
Поехать на Херсонщину я подумывал еще в мае, когда временно не было работы. Но тогда я сомневался, что еще невкатанный. Теперь в конце августа я в себе полностью уверен, взял билет на одесский поезд с Запорожья до Херсона и позвонил родственникам, что еду в гости.
Можно, конечно, было поехать своим ходом все расстояние. За пару ночевок был бы на месте. Но основные достопримечательности были уже намечены именно в херсонской области, поэтому решил сделать доброску поездом.
Итак, перед поездкой обновил снаряжение. Был приобретен летний спальный мешок Naturehike ultra light lw 180, надувной коврик и экшн-камера Gitup git2p. Этот спальник значительно меньше по объему и весу чем тот, что у меня имеется. Коврик тоже маленький в сложенном виде и был взят, потому что надоело спать на твердом. А о камере в последнее время давно мечтал.
По бивачному снаряжение позже сделаю отчет. Кстати, верой и правдой служивший нож Opinel VRN8, сломался и я купил новый, такой же. Он был обработан в лимонной кислоте, потому что из углеродистой стали.
Дорога на Запорожье
Билет на поезд был приобретен на 20-е число, которое и было началом моего отпуска. Выехал в 6:45 утра. Отправление в 19:20, прибытие в 4:11.
Поехал в этот раз в Запорожье по асфальту через Покровское, потому что асфальтом лучше и мне надо было встретиться с Романом. Он по моей просьбе приобрел экшн-камеру на AliExpress. Он чуть раньше купил себе такую же. Я заказал свою поздно, но мне исключительно повезло и буквально перед поездкой она была доставлена из Поднебесной)))
Еще повезло, что Рома был выходной. Поэтому мы встретились у него дома, где он затарил меня водой, яблочками, напоил чаем и проводил до Новониколаевки.
До Запорожья я мог попасть под дождь, но прочувствовал ситуацию. По джентельменски пропустил тучу перед собой и поехал дальше. Запас времени позволял.
На ж/д вокзал решил ехать не через центр, а по симферопольскому шоссе. Так значительно удобнее. Привокзальная площадь в Запорожье показалась мне убогой. Не то, что в Днепре. Движухи нет, супермаркетов нет, бродяг не видно, таксистов мало.
В поезд погрузился без проблем, но в дорожку не брал. Женщина напротив меня немного подкормила, за что ей спасибо. Хотя минимальный тормозок у меня был. А в Федоровке была длинная остановка. Захотелось пивка. По 35? Одной мало, а литр за 70 жаба душила. Через пол часа была акция - по двадцатке. Взял две банки старобрамена))
Проехал 161 км
Поездка по Херсону
Рано утром, когда еще было темно, я выгрузился на первом перроне ж/д вокзала города Херсона. Неспешно собрался и покатил на набережную. Моя родная сестра Юля живет по пути, а приезжать к ним так рано я не хотел. Пусть еще поспят. Да и когда мне повезет сюда попасть?
Рыбаки посоветовали, как отсюда можно выехать обратно, и я поехал будить сестру, где остался на сутки.
Херсон - Голая Пристань
На следующий день после обеда я поехал в Гопри. Так местные называют Голую Пристань, где живет дядя Вова.
Я ехал налегке и не прогадал. Мой баул позже приедет на машине. Еще вчера Херсон мне показался не большим городом. Сегодня я не заметил особо спусков-подъемов, хотя они немного таки были.
Сразу пересек Днепр по Антоновскому мосту. Это самый южный мост на реке. Дальше она распадается на рукава и впадает в Черное море, где я непременно побываю.
Практически сразу за мостом расположен город Алешки, который с советских времен до 2016-го назывался Цюрупинск. Думаю, местные так его называют до сих. А я дома не поленился и поинтересовался. Оказывается, город Олешье упоминается с 1084 года в составе Киевской Руси.
Здесь пока еще дорога широкая, старая, но хорошая. После поворота на Железный Порт она станет узкой, почти без обочины, а чуть дальше будет новое полотно, однако также почти без обочины и с большим потоком машин.
Но места тут красивые. Много лесных насаждений, пахнет хвоей и арбузами. К этому еще вернусь, когда буду писать про другие свои поездки.
Всего получилось 35 км, которые я проехал за 1ч 40 минут. Много увлекался съемкой фото/видео, ведь я в этих краях впервые. Конечно, в детстве я здесь бывал, но слабо помнится. На велосипеде местность хорошо можно рассмотреть.
Встреча с родственниками
Меня тепло встретили. Здесь, на даче собирается по выходным вся родня. Днем происходят ремонтные работы, а вечером жарили шашлыки, готовили люля-кебаб, готовили цыпленка в тандыре, топили баньку и парились. Так круто я еще никогда не парился. Рано утром ездили на рыбалку. Посмотрели финал Лиги чемпионов и отметили День Независимости.
Железный порт, бесплатный автокемпинг
Во вторник, 25 августа я вырвался на море. Про бесплатный кемпинг я узнал заранее в основном из ютуб-канала Папин движ. Хотел увидеться с его авторами, но они уехать чуть раньше.
Благодаря ютубу быстро и без проблем нашел этот кемпинг. Он находится в конце улицы Школьной, а потом надо свернуть на грунты. Вернее там не грунты, а песчаные дороги, ведь тут кругом песок.
К дяде Вове от трассы идет песчано-каменная дорога, а здесь почти тоже самое и даже хуже. В этих краях нет грунтовых дорог. Если съехал с трассы - значит попадешь на песок. Потом я немного приловчился на них ездить. Но сейчас я попал уже на пляж.
Я прошелся по пляжу и выбрал себе место для палатки где-то посередине между морем и деревьями. Возле деревьев было бы лучше: можно бегать в туалет, тенек и было бы к чему привязать палатку, но далеко от моря и лучшие места, конечно же, заняты.
Я накрыл палатку тентом из тарпаулина и растянул это все растяжками. Колышки в таких условиях не подходят. Разве что можно было использовать шампура или еще что-то длиннее. А я выкопал ямы, заполнил пластиковые бутылки мокрым песком. Такого мусора везде навалом. Привязал к ним растяжки и закопал. Здесь хорошие ветра, но палатка и тент стояли твердо.
Сначала хотелось бы сообщить о минусах этого места. Но эти минусы скорее касаются моего формата отдыха. И так, по пунктам:
- Туалет. Суть в том, что кемпинг бесплатный. Туалеты люди себе делают сами при помощи палок, тентов, лопат или же привозят и ставят палатку-душ, у которой нет днища. Мне же приходилось бегать в кусты-камыши. Но и там были люди, поэтому это было проблемой. К тому же там не я один такой, поэтому места конкретно засраны.
- Песок. Это пляж. Травы тут нет. Кроме того, что палатку трудно растянуть, песок заносится в нее автоматически и сразу. У меня внутри домика все было в песке. Люди сюда приезжают на машинах, бусиках и привозят с собой туалеты, большие палатки. Им проще, ведь они могут поставить тазик с водой перед входом в домик. А в моей низенькой палатке даже переодеваться было не так уж легко.
- Мухи. Здесь жарко. Я открыл палатку и запустил туда не только песок, но и стаю мух. Об этом не подумал. Тени здесь нет. Впрочем, ее найти трудно на побережье не только здесь. Палатка была открытая днем, так как было очень жарко. Ну здесь сам виноват.
Еще говорят, что здесь воняет. Ну то такое. Конечно те, кто приезжает на один день, ходят в кустики. Сам такой. Там много мусора. Хотя его местные власти вывозят. Задача отдыхающих - складывать его в одном месте. Конечно, если ветер дует с материка, то может подуть чем-то не очень приятным, но то редкость.
Просто это не мой формат. Мне нужно селиться либо в платном кемпинге, где есть туалеты, вода, места для мусора и т.д, или ставить палатку в реально диких местах. Так, как мы делаем в велопоходах. А здесь полно отдыхающих.
Медуз в море было не много. С этим проблем не ощущал вообще. Закаты и рассветы на море - это отдельная тема. Рядом находится Черноморский биосферный заповедник, куда ходить запрещается. За забором Тендровская коса.
Ложился здесь рано, но и вставал с рассветом. Любоваться закатом можно вечно, но не долго. Здесь получились одни их лучших фото со всего похода.
Я планировал на следующий день ехать дальше. Знал, что с другой стороны Железного порта есть платный кемпинг. Еще можно было поехать в Большевик. Фишка в том, что там пляж не такой широкий. Сразу идет дорога, за которой растет трава и люди ставят палатки. Думаю, там было бы для меня удобнее. Но я остался здесь еще на сутки и даже вывесил свой флаг.
Снимал я на фотоаппарат Canon SX110, телефон Redmi7 и видео на экшн-камеру. Во время съемки заката я потерял один тапок. Я просто перешел в заповедник, чтобы в камеру попадало меньше людей, а перед тем разулся. И море один из них забрало. Второй мне был уже ни к чему. Но один мужчина принес мне тот тапок, который я оставил. Утром я отправился на поиски, но так и не нашел ничего. А ближе к вечеру сосед из Тернополя сказал, что видел мой тапок. Я пошел туда, куда он показал и нашел пару. Фух, спасибо! Правда по приезду в Голую Пристань один из низ порвался, потом второй. Я их клеил, клеил удачно, но шлепки рвались каждый раз в новых местах. Последний раз порвались в поезде, когда ехал домой. Видать судьба, - подумал я и дома их выкинул. Отслужили.
На следующий день решил проехаться по Железному Порту, чтобы рассмотреть его лучше. Да и нужно было скупиться попить и покушать.
Конечно же, я поехал на своем коне, а моя палатка была под присмотром киевлян.
В Железном Порту имеется два аквапарка. Второй находится по улице Школьной. Там, судя по всему, по круче, чем на пляже.
Во время прогулки я выпил три бокала пива с креветкой и шаурмой. Очень хотелось посидеть на набережной, посмотреть на море, на людей, на обстановку. Наверное, вечерами здесь шумно. Кругом шашлыки, плов, пиво, морепродукты. Вообще-то хотелось там покушать, тем более чего-нибудь морского. Но в Голой Пристане тетя Наташа готовила восхитительных карасей. Таких вкусных карасиков я, наверное, еще не ел. И уверен, что здешняя рыба не сравнится с ними, поэтому вкусил только немножечко креветок.
Перед возвращением в лагерь купил воды, чачи, колбасы, макарон и чего-то еще. Чача не понравилась. А колбаса или уже была пропавшая, или пропала уже у меня. Когда я снял вакуумную упаковку, она начала лопаться вдоль. В итоге ночью бегал и вызывал Эдика. Мое плохое самочувствие продолжилось и утром и днем. Я пил много воды и делал бе-бе.
На остров Джа
В тот день меня накрыл депресняк. Оставаться уже не хотелось. Жаждал движения и новых мест. Поехать в кемпинг с другой стороны ЖП? Надо было днем раньше, а сейчас хотелось ехать дальше.
Крестный подсказал, как ехать. Мне хотелось по бережку, но там нет асфальта. Местный велосипедист сказал, что я убью там вел. Оставался асфальт. До Лазурного всего 30 с лишним км. Но у меня получилось в два раза больше. По пути я заехал в Большевик. Сейчас это село называется Приморское. Море понравилось. Красивое, бирюзовое.
Кстати, именно здесь я в детстве впервые ночевал в палатке. Крестный нас возил туда машиной. Тогда на месте нынешних платных кемпингов люди отдыхали дикарями. Мы, дети, тогда обрадовались, что будем спать в палатке. Но потом оказалось, что это не удобно. Сестры убежали в машину. А я на утро изрек: "чертова палатка". Об этом с улыбкой и ностальгией вспоминаем до сих пор.
Большевик - село. Я еле нашел выход к морю. Везде базы, через которые проход запрещен. С лева и справа от села кемпинги, но я не стал туда заезжать. Решил доехать до Лазурного. У меня была цель - попасть на остров Джарылгач и там заночевать.
Последние километров 12 до Лазурного - сплошной ад! Дорога из убитых плит. Боялся, что спицы посыпятся, пока доеду.
Но до сих пор меня мучил депрессняк. Я доехал до моря. Там песок. Постоял некоторое время. Целый день ничего не ел. Рядом была кафешка, где я подзарядил павербанк и перекусил. Все это время я искал в интернете кемпинг. Оказалось, я ужинал на территории кемпинга Чайка.
100 гривень с носа. Кое-какой туалет и душ имеется. Но на вид - это автостоянка недалеко от моря. Кстати, море было далековато. Оставлять лагерь без присмотра не хотелось. Место какое-то тусклое, посередине мусорка, как-то неуютно, не комфортно, не по душе. Я долго думал, что делать. Может просто снять жилье и прогуляться потом на Джарылгач? Но ведь не этого я хотел. Поехал обратно. А куда? Увидел поворот и решил туда прокатиться. Не зря!
Вот она дорога на остров! Здесь ходит туда-сюда много людей. Я добрался до протоки. Слева залив, а справа открытое море.
Я смотрел на людей, как они переходят на остров и обратно. Самое глубоко - по колено. В самом узком месте течение и воды по грудь. Словно природный аквапарк. Можно играться с течением. А я думал, идти или не идти. Настроение улучшилось. Правда солнце садилось и следовало решиться: да или нет.
Возвращаюсь обратно, потому что у меня мало воды. И снова к протоке. Приловчился ездить по песчаному берегу. Ближе к воде песок твердый и можно легко ехать.
Возле протоки снял баул, одел его на плечи, взгромоздил на себя велосипед (благо он легче МТБ) и пошел так, как идут люди.
Там всего пару сотен метров и я справился за одну ходку. Когда-то читал отчеты на ХТ, где real_Simon с друзьями перебирались туда осенью. Тогда было значительно поглубже. А я даже шорты не намочил.
Ехать здесь я не пытался. По песку это просто невозможно, а по лини прибоя ехать не хотелось, чтобы не уничтожать трансмиссию велосипеда. Я шел пешком.
Остров Джарылгач имеет длину 42 км. На другом краю находятся маяки, один из которых построен в позапрошлом веке. Говорят учеником Эйфеля или в мастерской известного мастера. Там есть кафешки, источник питьевой воды. А, если проехать остров поперек, то можно встретить диких кабанов, муфлонов, оленей, ланей. И местность там словно находишься в африканской саване, а не в Украине.
Остров считается самым большим необитаемым в Украине. Но там живет монах Марк, который отрекся от всего мирского. Он считает, что все мы рабы, так как имеем идентификационный код. Монах может принять путника в гости, напоить, накормить, провести проповедь. Но второй раз не пустит, если не избавишься от ИНН.
Но я не дошел не до него, не до маяков и подавно. Немного отойдя от людей, я решил ставить палатку. Хотя недалеко кто-то уже стоял палаткой, но в траве. Я решил встать на песке. Известно, что на Джарылгаче живут каракурты - паук, яд которого в 10 раз сильнее яда гремучей змеи.
Пустую палатку ветер чуть не переворачивал. По той же схеме окопался. Здесь тоже мусора хватает, и я быстро отыскал бутылки, чтобы растянуть палатку и тент, а потом принялся за ужин. На этот раз кушал сублиматы "Харчи". Ну такое...
Я помыл не только посуду, но и пакет от еды. Могли прийти гости. На острове живут кабаны и енотовидные собаки. Хотя ветер был таким сильным, что я вряд-ли бы кого-то услышал.
Стемнело быстро, и я отправился спать. Люди перестали бродить и покинули остров. Это моя первая одиночная ночевка в палатке. Две ночи до этого в Железном Порту были с соседями, поэтому оно не считается. Хотя и на Джа палаточников хватает.
Проснулся ночью еще до 4-х часов. Казалось, что меня слева кто-то фотографирует. Вышел из палатки - никого. Но вспышки не прекращались. Это сверкали молнии, но грома слышно не было. Выскочил с фотиком, пытаясь поймать молнию в объектив. Нужно было потратить больше времени на это, но я быстро сдался.
А в начале шестого утра я проснулся от человеческих голосов. Выглянул из палатки и увидел рыбаков. Надо было не ехать в Большевик, не тупить в Лазурном в поисках какого-то кемпинга или жилья, а сразу отправляться на Джа и углубитсья по дальше от людей и цивилизации.
Сегодня я отправлюсь обратно в Голую Пристань. Пятница и там вновь все соберутся. Следовало вообще не зависать в Железке, а ехать сюда. Я бы мог остаться, но не было воды и еды было не много. Но баул позволял набрать припасов на несколько дней автономки. Эх, не продумал. Кто знает, где лучше? Побывал везде, сделал выводы.
А сейчас пора завтракать. На завтрак будут Харчи, паста, то бишь вермишель. Вкусно, но маловато и что-то не то. Как-то не заходит мне сублимированная еда. Удобно, что быстро. Да, не надо заморачиваться, но я люблю готовить.
Потом я искупаюсь в море и начну собираться в обратный путь. Кстати, к большому моему сожалению, я не увидел ни одного дельфина. По ютуб каналам все трезвонят, что их тут целые стаи, а я не видел ни одного.
Разговорился с рыбаком из местных. По его выражению по поводу дельфинов стало понятно, что он их не любит. Наверное, потому что они гоняют кефаль. Конкуренты. Он посоветовал мне, как лучше выехать с Лазурного и где помыть велосипед от песка и соли.
Мужчина говорил на украинском. Как и все, с кем общался в Железном Порту. Тут ко мне подошел парень с кучей больших раковин, найденных здесь на острове. Тоже обратился ко мне на мові. Дал ему пакет, куда бы он мог складывать раковины. Постеснялся взамен выпросить одну ракушку. А ходить искать не было и времени и желания оставлять палатку без присмотра.
Я и сам в этом походе перешел на рідну мову. Крестный переживает, что Россия хочет захватить эти края, чтобы обеспечить себе воду из Днепра. На Херсонщине много об этом разговоров. Здесь никто не хочет рускава мира.
Лазурное - Голая Пристань
Я посетил остров Джа, переночевал одну ночь здесь, но он остался для меня не раскрытым. Но меня ждала родня, надо переправляться на материк. Загрузил спину всеми своими вещами и пошел переходить брод.
На выезде с Джарылгачского парка стоит киоск и шлагбаум. Мужчина, работающий там, посоветовал, где можно вкусно и не дорого покушать в Лазурном. Сказал ехать на автостанцию, где возле рынка есть столовая "Стекляшка". Отправился туда и не пожалел. Я зарядил телефон, хорошо и не дорого покушал.
Дядя Вова, с которым я постоянно держал связь, предложил мне ехать в сторону Скадовска. Получается крюк, но по хорошим дорогам. Крестный - дальнобойщик с огроменным стажем. Я всегда прислушиваюсь к его, можно сказать, отцовским советам и отправляюсь на Скадовск. Пару километров бетонки и я на хорошем асфальте. Машин не много.
Еще по пути на море я видел ветряки. Три из них видны были с острова, а ночью они еще и мигали красными огнями. А сейчас я проезжал возле них. Три великана крутили свои лопасти возле дороги.
Что от ЖП, что от Лазурного до Голой Пристани почти одинаковое расстояние. Но сейчас я проехал 83 км. Это больше, чем на 20 км дальше. Зато опять новые для меня дороги.
Поездка на Аджигольский маяк
Якби нас жаба не давила,
Та щоб була у нас ще сила,
Якби ще мудростi додати,
Яку б могли країну мати!
Сегодня было жарко, но я таки поехал на маяк. Все говорили, что дороги там ужасные. Реально ямы были только за с. Забарино. Я ехал недалеко от Днепра, но его видно не было. Кругом лес и много баз, кемпингов. Здесь приглашают отдохнуть, заняться рыбалкой и охотой.
Мне на встречу ехал велотурист. Мужчина в возрасте. Поприветствовал меня поднятым кулаком вверх. Интересно, он был на Кинбурне? Надо было пообщаться.
До маяка получилось 30 с чем-то километров. В Рыбальчем там, где дорога уходит влево, нужно свернуть на песчаную дорогу вправо и ехать прямо до братской могилы. Там находится небольшой заливчик, откуда видно маяк.
Еще я собираюсь позже поехать на ту сторону лимана, чтобы увидеть другие достопримечательности и еще один маяк, но об этом позже.
Я не стал особо здесь засиживаться. Провел буквально несколько минут и отправился домой. Возле воды сидели какие-то два мужчины. Сначала подумал, что рыбаки или лодочники, но ни удочек, ни лодки рядом не было. И вид у них был подозрительный. А у меня телефон, фотик, видео камера, велосипед. Не стал особо привлекать внимание и укатил в обратном направлении.
Потом подумал, может стоило проехаться в сторону Геройского? Хотя по пути в Рыбальче залив не было видно нигде, хотя я ехал возле него. Может где-то свернуть, вдруг найду еще где вид на маяк? Но здесь реально не грунтовки, а песчаные дороги. Эх, еду обратно. Туда-обратно получилось 67 км.
Откровенно говоря, маяк меня не впечатлил. Скорее из-за того, что я его толком не рассмотрел. Потому что с одного ракурса и издалека. От Забарино до Рыбальчего попадаются ямы. А так дорога нормальная.
Олешковская пустыня на велосипеде
У меня было желание попасть в Олешковские пески. Я только сомневался, смогу ли я туда доехать на велосипеде или мне придется топать пешком и тащить вел с собою. Но все же рискнул отправиться туда на следующий день после маяка.
Кстати, от Голой Пристани часть пути проехал по дорожке возле трассы. Дорога тут загружена, а рядом, ниже идет асфальтная дорожка, которая тянется практически до олешковского района. При чем она ниже, что давало защиту от ветра.
Вообще, когда я еще ехал с Херсона в Гопры, глаз приятно радовали леса, растущие в близи. Как тут красиво. Рядом река, плавни, рыбалка, леса, чистый воздух, арбузы... Здесь много дачных участков, многие из которых выходят на берег реки.
Как добраться в Олешковскую пустыню? Если ехать со стороны Херсона, то нужно добраться до с. Раденское и перед ним повернуть налево. Там, кстати, есть указатаель. Таких указателей по пути встречается несколько, поэтому заблудиться сложно.
Там я увидел несколько зданий, ларек и мужчину в футболке с надписью "олешківські піски". Он мне показал, куда ехать. Сказал, что 1,5 км и пустыня, на велосипеде можно проехать. Действительно, я доехал туда в седле))) В интернете пишут, что посещение платное, но с меня не взяли ни копейки. Перед посещением выпил в ларьке холодного кваса.
Кругом был песок и леса. Люди сюда ездят на машинах. А я по пути туда видел множество разнообразных следов животных. Здесь живут лисицы, волки, зайцы, кабаны, грызуны и змеи. И множество следов диких жителей этих мест я имел возможность наблюдать от самый мелких, до крупных.
Люди оставляют автомобили рядом, возле лавочек и столиков. А я потянул своего верного коня с собой. Теперь он не конь, а верблюд.
Олешковская пустыня считается самой большой пустыней Европы. Хотя ее можно отнести к полупустыне. Я далеко не ходил, но несколько дюн прошел.
Западнее, со стороны Казачьих лагерей находится военный полигон, где проходят учения. А в советские времена страны Варшавского договора проводили здесь военные испытания. Здесь и ныне можно найти не разорвавшие боеприпасы с тех времен.
Кроме меня еще были здесь туристы, но потом я остался один с велосипедом. А вокруг пустыня и много-много-много песка. Я рад, что не побоялся и поехал сюда. Будет ли еще в жизни возможность побывать здесь, увидеть маяки, посетить Джарылгач?
И в этом мне помог мой велосипед. Хотя еще больше можно было бы увидеть, имея автомобиль. Правда, для моих целей больше подошел бы внедорожник. Все самое красивое находится там, где заканчивается асфальт.
Потом я вытянул велосипед с дюн, вытрусил песок с велотуфлей и отправился обратно. На КПП видел надпись вода. Мужчины в теньке играли в нарды, сказали, что вода питьевая. Набрал, попил, умылся и поехал с новыми впечатлениями в обратный путь.
Дорога в Олешковские пески:
В Херсон на велосипеде
Тут же выехал на Бериславское шоссе и повернул на переезд, где час пик и были огромные пробки. Но я быстренько объехал стоящие машины и оказался на Таврическом.
И вскоре был уже у сестры.
Херсонские горы, Гранд-каньон и Хабловский маяк
В последний день моего пребывания в Херсоне я утром отправился на посещение последних красот области: Херсонские горы (Станиславские) и Хабловский маяк.
До с. Станислав от Херсона 40 км. На право берегу Таврии дороги другие. Здесь повсеместно идут спуски и подъемы. Дядя Вова мне рассказал, как доехать. В принципе я и сам знал, но в некоторые моменты я вспоминал его слова и мне это помогало в пути.
Я проехал Станислав, где расположена моя основная цель и поехал к границе с Николаевской областью, чтобы увидеть Хабловский маяк.
Между Станиславом и Александровкой я задумался о чем то своем, глядел в дорогу. Поднимаю голову и вижу такую красоту.
Здесь крутые берега, к которым я подъеду на обратном пути. За Александровкой дороги убитые, разбитые. Говорили, что на Аджигольский маяк дороги плохие. Нет. На Хабловский они напрочь разбиты. Ехал один. Машин почти не встречал.
Уникальность Хабловского маяка состоит в том, что он находится не в море, не на его берегу, а в степи. Маяк в степи! Но цель у него таже, что и у аджигольских. Он помогает морякам находить путь по Днепровско-бугскому лиману. В Николаевской области также много маяков. Эти маяки работают комплексно, указывая вектор, а штурманы ориентируются уже по ним, чтобы не сесть на мель. Поэтому они и носят в своих именах приставки нижний, задний, передний. Их лучи сходятся в одну линию, если же это не так, то моряки корректируют свой путь. Поэтому маяки в поле здесь не редкость.
Он был построен в XIX веке, но был заново возведен после войны в 1952 году. Вверху на нем сохранена уникальная надпись "Подарок ХІХ съезду ВКП(б)". Дело в том, что в том же году партию переименовали в КПСС. А в 1956 уже прошел XX съезд КПСС, где Хрущев осудил куль личности Сталина.
Конечно, я намотал километры, да еще и по плохим дорогам ради этого маяка. Но я не жалею потраченного времени. От убитых дорог и разрухи вокруг стало как-то грустно и я поспешил к Станиславским горам.
Перед Станиславом со стороны николаевской области сворачиваю на грунты. Да, здесь уже грунты, а не песок. Там даже есть табличка, от которой еду влево. Тут много развилок, троп и дорог. Так, сейчас главное найти самую крутую балку, а именно Херсонский Гранд-каньон.
Казалось бы, какие под Херсоном могут быть горы? Но пейзажи там открываются весьма захватывающие. Дорога в ущелье находится глубоко в низу. Я туда не опускался, ибо вечером поезд. Но сверху смотрится грандиозно. Обрывы такие, что аж страшно.
Мне тяжело было вырваться куда-то поехать. Меня отговаривали, считая это авантюрой, но это одно из самых грандиозных мест, которые я посетил во время велопохода по Херсонской области. В планах было даже поехать сюда с ночевкой. Поставить палатку или на верху или внизу. Думаю, закат в этих местах был бы фантастически захватывающим.
Потом я поехал в сторону Херсона. Я знал про еще одну балку с другой стороны Станислава. Нужно было создать дома маршрут или хотя бы метку. Начал искать, проехал две улицы, а выхода к нужному мне объекту так и не видел.
Тогда спросил у бабушки, как попасть в балку. Она показала мне направление. Оказалось, я был почти на месте. Когда я собрался садиться в седло и спускаться, она крикнула мне в след: ногами, ногами треба йти! И действительно, спуск в балку был крут. Ехать на моих узких покрышках по такому покрытию с крутым углом - самоубийство. Тут нужен DH байк или хотя бы МТБ с цепкой широкой резиной.
Спустившись в балку по ней уже можно было спокойно ехать. Я доехал до лимана, где была поляна со столиком и лавочкой. Хорошее место для ночевки. Только вода грязная и дно мягкое.
Теперь можно возвращаться в Херсон. При въезде в город я решил поехать немного другой дорогой. Оказалось вариантов несколько, но попасть я должен был на Николаевское шоссе в любом случае. Несколько раз ехал то так, то эдак. В тот момент был вечерний час пик. Все возвращались домой. Мне нужно было по кругу поехать влево. Я не смог втиснуться в круг и поехал правее, надеясь перейти на другую сторону по пешеходному переходу, а его все не было и не было. Я отдалялся все дальше и дальше, проезжая перекресток за перекрестком. Еле перебрался.
Но на этом мои затупки не закончились. На кругу перед автовокзалом снова свернул раньше времени, но там было полегче. В общем, по Херсону попетлял пока доехал на Таврический. Получилось 125 км пробега за тот день.
Потом Андрей свозил меня на новую почту, где я отправил палатку и часть вещей домой. Тент я оставил на даче. Он немного порвался, но еще послужит. Мне он все равно уже не нужен. Нужно думать о хорошей двухслойной палатке.
Мы смогли поместить велосипед в Ланос и Андрей довез меня на ж/д вокзал, помог дотащить вещи и погрузиться в вагон. На этом мое путешествие по Таврии закончилось.
Восточный ветер
С Запорожья я двигался на восток - северо-восток. И, конечно же, ветер был именно таким, то есть постоянно в лицо. Средняя все время уменьшалась. В Покровском заехал к Роману на работу. Короче, под вечер потихоньку добрался до дому при свете фонарей. Заметил, что с Запорожья постоянно трудно ехать домой. В этом году я уже в этом городе успел побывать 4 раза.
Итоги велопохода
Конечное же, самое главное, что я смог встретиться со своими родственниками, большинство из которых не видел уже давно.
Проехал 866 км, их них 566 по Херсонской области. К сожалению, мне не удалось побывать на Розовых озерах и я не увидел дельфинов в море.
Очень надоел песок в палатке. Теперь желание ехать вдоль побережья как-то отпало. Были такие планы.
Больше всего впечатлений произвел остров Джарылгач, Олешковская пустыня и Херсонские горы. Это то, что запомнилось как самое яркое и интересное из посещенных достопримечательностей Херсонской области.
Без преувеличений могу сказать, что Херсонская область мне понравилось. Здесь есть на что посмотреть и куда поехать. Дороги в основном хорошие, кроме въезда в Лазурное и дороги на Хабловский маяк.
Некоторые места посетил бы с удовольствием еще. Так же можно было бы уделить некоторым объектам больше времени. А отдыхать на пляже кемпингом лучше или вообще дикарем или ехать на машине с более серьезным снаряжением и подготовкой.
Молодец, что выбрался и решился в путь. Сезон прошел не зря ��
ОтветитьУдалитьВидео будет? Ждем видео отчета теперь ��
@Роман
ОтветитьУдалитьДа, видео в процессе монтажа уже давно
З задоволенням прочитав про Ваш велопохід. Гарно написано, щиро. І інформативно. Дякую.
ОтветитьУдалитьВы большой молодчина!
ОтветитьУдалитьЯ пока ещё мечтаю хотя бы десятую часть вашего путешествия совершить)