Страницы

Велопутешествие на остров Хортица

Этот отчет посвящен поездке на остров Хортицу в мае 2016 года. Данная поездка была у нас давно в планах и предполагалось, что где-то летом получится поехать велосипедами в Запорожье и посетить Запорожскую Сечь. И вот судьба дала шанс осуществить задуманное еще раньше, в период майских праздников.

Подготовка к походу.

Так вышло, что мне устроили каникулы, а точнее всех отправили в отпуска с 1 по 10 мая. Грех было не воспользоваться такой возможностью и не отправиться в велопоход. Саша же стал договариваться на работе, чтобы его отпустили, работал в две смены, перевыполнял нормы, работал во время обеденных перерывов, делал все, чтобы получить отгулы. 

Мы в всерьез настроились ехать на Хортицу. И тут же понеслась череда обсуждений, переписок, строились планы, маршруты. Я просиживал вечерами, изучая карту и составляя будущую дорогу на Запорожье. Фотографии в гугле не давали покоя - они переносили меня туда, в центр казацкой славы, окруженный могучим Днепром и металлургическими заводами. Уж очень хотелось все увидеть собственными глазами. Кроме того, изучал разные достопримечательности острова и, в основном, города: историю, время создания и прочее. Это отнимало время, но было жутко интересно все разузнать просто для себя.   

Пока Саша решал вопросы на работе, я понял, что пора отвлечься  от истории и географии, а срочно заказывать спальник! Ведь впереди майские праздники - если даже инет магазин вышлет товар, то новая почта может подставить. Решил не рисковать, потому заказал спальник в розетке, где в нагрузку, как подарок, давали каремат. Роман же взял спальный мешок у знакомых, а подарочный коврик я тоже взял, чтобы ему было на чем спать. Палатка есть у Саши, четырехместная, которую он принес накануне ко мне, чтобы я ее взял на багажник, ведь у него и так куча вещей. Так мы разделили груз. Кроме того, мы распаковали новый спальник Trek Planet DAKAR и обсудили некоторые детали.

Определились ответственные: Саша за питание, Роман за воду, Я - картограф. Ехать решили через Васильковку, а в Новониколаевке встречаем Рому и едем до места ночлега. План таков: 5 мая выезжаем в обед, едем до темна и становимся на ночлег, 6-го числа доезжаем до Хортицы, там гуляем, становимся палаткой на пляже, а утром 7-го рвем домой, проезжая за день все 150 км, ведь 8-го поминальный день, а Саше надо будет попасть утром в село. 


Первый день пути. 5 мая.

Рано утром, когда еще не было 6 часов, меня разбудил сын. Выспаться не удалось, зато появилось больше времени для сборов. Первым делом я решил сварить цепь в парафине. После варки потерял одну половинку замка от цепи. Пришлось бежать в веломагазин за новым и тратить 20-ку. Я не переживал, но помотаться сутра пришлось. В итоге я был собран к 12-ти и потом почти 2 часа ждал сигнала от Саши выезжать. Он же тоже встал спозаранку,  поскольку должен был выполнить план на работе, чтобы быстрее освободиться и выехать.
 
Все сказаны слова, все сделаны дела
И снова вместе на дороге мы с тобой
Время в даль лететь, нет больше сил терпеть
Когда ты в коже, на коне, а конь стальной
 
Ария "Пробил час"

В 14:00 мы стартовали от Сашиного подъезда. До него я доехал с трудом, а вернее очень опасался, что груз развалится по пути. Саша же переживал, что не выдержит заднее колесо от нагрузки. Мы впервые везли такой большой багаж. И по первой было вообще страшно ехать, но от поставленных планов отказываться никто не собирался.


С погодой повезло в том, что дождя не было ни накануне, ни в день отъезда, а значит мы поедем грунтами. Загодя узнали, что разлился ставок возле Чумаков, поэтому поехали чуть другой дорогой, которой еще не ездили. В результате даже сократили путь на пару тройку км. Хотя ехать было страшно и стало ясно, что запланированные 90-100 км мы сегодня до темна преодолеть не успеем.


Но все поменялось тогда, когда выехали на асфальт. До самой Васильковки нам помогал попутный ветер, а груз, лежащий на багажнике, вообще не ощущался. Если в начале путешествия я постоянно смотрел то в зеркало, то оглядывался назад, а потом просто помнил о нем, что багаж есть и не стоит делать резких маневров. Труднее было на остановках. Ведь велосипед надо или придерживать или надежно облокачивать о что-нибудь, дабы не завалился.


Роману до места встречи в Новониколаевке ехать почти раза в 3 меньше. Поэтому он давно был "на чемоданах", желая поскорее стартовать и ожидая, когда же мы проедем Васильковку. Но когда мы ее миновали, путь поворачивал на юг, а ветер тоже развернулся к нам и дул в лицо. До этого мы даже на горку въезжали на скорости 32 км/ч. Саша постоянно твердил, чтобы я наслаждался моментом. Я же получал удовольствие просто от того факта, что удалось отправиться в поход, выехать далеко и насладиться дорогой.

Вместе со встречным ветром на улице заметно похолодало. Проезжая Софиевку, посмотрел на то место, которое рекомендовал Роман для ночевки на тот случай, если бы мы выехали не в обед, а после 5 вечера. На берегу р. Терсы действительно живописный край. Но мы сегодня едем дальше.

Новониколаевка

В Новониколаевке Роман уже поджидал нас на перекрестке напротив памятника трактора. Мы с Сашей решили, что Рома будет отвественный за питье, поэтому отправили его в магазин за водкой. После чего мы свернули на трассу Донецк-Запорожье. Но проехали не далеко, так как солнце уже садилось, а ставить палатку по темному желания не возникало.


Мы вновь пересекли Терсу, и чуть далее повернули на грунтовку. Долго не могли найти место для палатки, так как земля кругом была не ровная. Саша заметил, что мы немного теряемся в плане того, что не знаем, что надо делать. Согласен, ведь опыта таких ночевок практически нет, а его палатку закрытыми глазами не установишь, да и печку тоже не соберешь. А от этих двух процессов все зависит. Но мы вместе быстро справились и разбили лагерь.


Отдельно скажу про печку-щепочницу, которую зовут Юля. Почему Юля? Потому что Юлия Владимировна, вона працюэ!

щепочница

Печка действительно работает и работает отменно: сжигает все до тла и отдает все свое тепло казанку, в котором мы сварили гречку, вкинув в нее тушенку. Хавчик вышел отменный и мы здорово подкрепились перед сном, выкушав бутылочку цельсия, чтобы крепче спалося.


Сейчас и в дальнейшем на привалах мы слушали музыку с плейера и колонки, которые взял Саша. Отличная вещь! И батареек хватило на все время. Также были дополнительный свет, без которого не обойтись. Рома взял фонарь, который уже подсел на второй ночевке. А у Саши был детский фонарик-палочка, которой удобно было подсвечивать в палатке, а также павербанк, который почти не заряжался от солнца, но отдавал заряд другим устройствам, а также довольно мощно светил.

В спальниках было тепло и комфортно и холода вообще не ощущалось. Репеллент Off почти не понадобился. Комары исчезли вместе с солнцем, спать мешали лишь птицы, которые щебетали всю ночь.

Проехали 79 км.
Трек первого дня:


 

День второй. 6 мая.


Проснулись в районе половины шестого и начали потихоньку собираться. Кроме личных вещей и спальников, каждый вез следующий багаж:

Саша - каремат, казанок, еду, Юлию Владимировну и бук, которым она питается. Бук (буковые обрезки) брался из дому для приготовления пищи на Хортице, так как из интернетов мы узнали, что на острове нет дров и взять их негде. Деревья обламывать запрещено - заповедная зона. Благо у Саши есть друзья работающие на мебельной фабрике у которых обрезков бука полно.
Роман - 10 литров воды, еду и газовую печку.
Дима - палатку, 2 каремата.

После первой ночевки было решено немного раскидать груз, так как воду и большую часть еды мы использовали. У Саши самый большой велобаул, поэтому удобно везти казанок мог только он. Роман облегчился и ему досталась палатка. Но пустые бутылки мы не выкидывали, а забирали с собой для того, чтобы потом набирать воду при случае. Весь мусор увозили с собой всегда и везде. А печка Юля сжигала до тла все, что попадало ей в рот, оставляя лишь пепел.

На трассу выехали где-то в 8:45. На остановке видели ставки, где хотели остановиться на ночлег, но так туда и не доехали. Вполне возможно, что там частный ставок и мы могли вообще туда не попасть. Да и наше место ночевки оказалось весьма удовлетворительным.


Однажды во время одной из остановок Роман высказал, что темп мы взяли весьма приличный. Я же не ощущал усталости и мог крутить так довольно легко, но заметил опасения на будущее, что назад ехать с Сашей придется тяжело, ведь он любит вкручивать. К тому же он будет стремиться доехать как можно быстрее, чтобы попасть в село на кладбище.


В 11 часов проезжали Вольнянск по объездной мимо Агропроминвеста. Выехав на мост, увидели на горизонте Запорожье, а вернее ряд труб заводов. Захотелось почему-то пива. Это желание вызвано следующим ассоцитивным рядом. Я, планируя маршрут, казалось не плохо изучил Запорожье, а это большой город. Днепропетровск - тоже большой город. Он ассоциируется с молодостью, молодость - студенчество, студенчество - пиво. Такая вот логика.

Между тем, крутилось очень хорошо. Хотелось ехать и ехать, мчать вперед, как можно скорее. Перед блокпостом, на котором ни кого не было, был знак 30, но проезжали его со скоростью 35 км/ч. Да и дорога была отличной - широкой и нормального качества. Заметно было, что здесь был дождь. Но нам везло - до острова доехали по сухому.

На въезде в город нет стелы. Обычный знак. Роман сказал, что заезжал в Запорожье с другой стороны и там такая же картина. Не зачет для областного центра.

въезд в Запорожье

Перед заправкой VOG Саша отметил, что там, по слухам, отменный кофе. Правда стоит он 20 гривен. Но я его намек не понял и проехал дальше. Город встретил нас оживленным перекрестком со светофором, который мы переехали спокойно, а далее остановились, чтобы взять по мороженному.

Городской трафик довольно ощутимый, и ехать приходилось в напряженном состоянии. Поэтому Роман предложил немного изменить маршрут для облегчения проезда проспектов и перекрестков. Идея оказалась хорошей. Сложность езды в городе представляли перекрестки с поворотами на право, когда нам надо было ехать прямо. Здесь мы вставали не в правый крайний ряд, а занимали полосу левее, чтобы не мешать машинам, поворачивающим на право. Но также напрягали маршрутки, которые постоянно заезжали в свои карманчики для остановок, а объезжать их приходилось с лева возле потока машин. Я пару раз проезжал на зеленый мигающий, оставляя друзей стоять на светофоре. Зато только это давало мне возможность достать фотоаппарат, чтобы заснять город и товарищей.


На набережную выехали по ул. Украинской, миновав две большие магистрали - пр. Ленина и Героев Сталинграда. По моему плану на остров мы должны были заехать, проехав всю набережную до Преображенского моста. Но я сделал остановку, во время которой сказал о том, что нам надо искать продуктовый магазин. Саша глянул карту в приложении maps me, где нашел супермаркет Varus. Поехали через парк Победы, где к нам обратился местный полицейский патруль. Копы искали какую-то бегущую лань в серой кепке. Помахав полисменам отрицательно головой, поехали дальше.


По пути в Варус пришлось набрать высоту. Временами хотелось отрезать Сусанину ногу, но он твердил: не надо, ребята, я знаю дорогу. В магазине были куплены макароны, две консервы бычков, водка, пиво и вода. А еще мы с Сашей скушали по булочке. В Варусе вкусная выпечка! На правах рекламы)


Рома нашел короткую дорогу и мы спустились по ней, откуда двинулись по ул. Победы. Доехав до перекрестка на Преображенский мост, перешли дорогу, как пешеходы. А затем проехались немного дальше, где вновь перешли на другую сторону по переходу. Движ пред мостом такой интенсивный, что мы не рискнули заезжать туда в потоке. Планировалось ехать по мосту по пешеходной дорожке. Но с нашей стороны она оказалась не проезжабельной, изрезанной различными строениями. На другой стороне была дорожка без преград, но туда надо было еще попасть.

 
Мы сначала пофоткались на фоне острова, линий высоковольных передач, а потом решили спешиться и перейти на другую сторону. По мосту всего по одной полосе в каждом направлении. Но мы поняли, что ехать там не сможем. Там такой поток машин, что нас просто сомнут. Выкатив велы на дорогу, нам автомобилисты дали ее перейти на другую сторону. А иначе никак - движение настолько плотное, что проскользнуть там не реально.


С пешеходной дорожки по левую сторону открывается вид на недостроенный мост через Днепр. В 14:20 въехали на остров Хортица. Но попали мы туда со стороны встречной полосы, а нам надо было по другую сторону моста. Кто-то предложил поехать в низ под опорами долгостроя, но мы быстро поняли, что дорога нас заведет не в ту степь. Тем более там был спуск и назад подыматься желания не было. Так что мы поднялись и заехали на круговое движение. Там мы с Сашей потеряли Романа, поехав в глубь острова по широкой трассе. Но быстро поняли, что пора возвращаться. Я нашел момент, когда машин стало меньше и развернулся, нарушая все правила дорожнего движения - с крайнего правого ряда переехал на встречку и при этом пересек двойную сплошную. Вскоре нашли Рому и вернулись на круг, где нырнули под мост.


Там сделали первые фото на Хортице и, перейдя пешеходный переход, поехали по нужной нам дороге к туристическому пляжу "Багдад". Здесь уже не было машин, а покрытие сменялось от асфальта до песков.

Налево пойдешь - коня потеряешь.


И вот наконец мы выехали на какую-то площадку, где открывался вид на скалистый правый берег. Эх, какая красота! И это только верхушка, а ведь нам предстоит провести там день в окружении каменистых утесов, на берегу Днепра.



А под нами где-то должен быть заветный пляж. Но попасть туда мешали скалы, ведь весь пляж огражден ими по всей длине. Однако имелась тропинка, по которой мы начали искать спуск. И тут стало ясно, что спустить тяжелые велы с багажом весьма проблематично. Мы разделились. Рома поехал дальше, Саша вернулся обратно, а я остался стоять. Кстати, он был почти у цели. Но об этом мы узнали потом, когда глянули треки пройденного маршрута. Ситуация, как в сказке: налево пойдешь - коня потеряешь, на право... а мне оставалось прямо, но страшно. Кстати, подо мной в низу располагалось кафе прямо на пляже, но спускаться было стремно.


Созвонившись, мы вновь встретились и поехали налево. Саша пошел в разведку, а мы не стали с Романом ждать, а решили попробовать спуститься. Часть пути преодолели, а потом вдвоем по очереди спустили велосипеды и оказались в низу.


Позже подъехал и Саня с пробитым колесом. Он спустился дальше по этой железной лестнице.


Пока он ремонтировался, мы с Ромой отыскали место для лагеря. А позже узнали, как нормально выехать с пляжа на дорогу. Как оказалось, нам не надо было выезжать вверху на полянку - перед ней есть дорога перекрытая висящим тросом. Это и есть путь на пляж.

хортица

На турпляже было не много отдыхающих, которые стояли палатками. Это единственное место на острове, где разрешается становиться палатками и жечь костры. Куда ни глянь - казалось везде есть отличные места для стоянки. Подходы к воде есть не везде. В целом по всей длине земля покрыта травой, по середине идет тропинка, а с одной стороны вся территория ограждена скалами, которые мы с Романом смогли преодолеть.


Первоначально планировали не ехать сюда, а посетить некоторые достопримечательности острова. Но усталость, сильный голод и тот факт, что мы немного заблудились, заставил пересмотреть наши намерения. Решили поставить палатку, отобедать, а там будет видно. А видно было то, что на нас надвигается гроза. Гремело все громче, а тучи сгущались все ближе. Только установили палатку, как с неба начало капать. Мы отправились с Ромой искать источник воды. Спросили у отдыхающих - оказалось надо обогнуть одну скалу по воде. Оттуда, как мессия, вдруг возник мужик с велосипедом, выглянув из-за угла. Сказал, что источник сразу за скалой. Но посоветовал найти укрытие, так как в каком-то из районов Запорожья идет град.


Роман, как ответственный за воду, разулся и пошел за водой, а я наблюдал, как из реки пытается пристать на берег змея, держа во рту рыбу, похожую на бычка. Набрали 4 литра воды, так как напор реально слабенький, а летом, говорят, источник вообще пересыхает.

На обед сварили макароны, 400 грамм, кинув туда две консервы бычков в томате. Готовили под дождем, а кушать забрались в палатку. Сначала хотели готовить под тамбуром палатки, но было не совсем удобно. Да и внутри сидеть не хотелось.


четырехместная

Готовкой занимался ответственный за питание.


Съели все с большим удовольствием. Дождь шел наверное часа два. Не сильный, но основательный такой, обложной. Казалось, что будет идти целый день, но вскоре послышалось щебетанье птичек, а мы уже допивали и докушивали.


Куда-то ехать и что-то смотреть желания не было абсолютно. Дело даже не в том, что все кругом стало грязным, а просто потому что уже накатались за два дня. Да и на пляже находиться было весьма симпатично. Такое чудесное место. Было даже жалко от того, что завтра придется отсюда уезжать.


Куда ни глянь, хотелось все фотографировать. Конечно, хорошо было бы съездить в другие места, на другой мост, соединяющий остров с берегами. Но там мы побываем завтра, когда будем уезжать домой. А сейчас нужно просто наслаждаться и отдыхать.


Решили сварить на вечер суп. Вообще думали его приготовить утром на завтрак при первой стоянке, но это заняло бы много времени, да и тогда гречка оставалась недоеденной. И вот Юля вновь запрацювала.


А теперь Рома взялся за нож, приступив чистить картошку, но порезался о консервную банку, куда складывал мусор. Пришлось оказывать первую помощь - пригодилась аптечка. А я взял готовку блюда на себя. Но пробовать не стали, так как аппетит еще не нагуляли.


Пока готовился суп, Саша взялся за фотоаппарат. У него самая лучшая фототехника.


 Сложно выбрать фотки для отчета, когда их много. Да и было что фотографировать. Это при том, что мы не были практически нигде, кроме как на туристическом пляже острова.




У меня и Романа тоже были с собой фотоаппараты и смартфоны. Поэтому фотографий сделали много. Выбирать есть из чего. Практически каждое событие было заснято.


Роман полез окунуться в реку, а мы не рискнули. Он говорил, что вода холодная, но держался достойно, будто сейчас не начало мая, а середина июня. Хотя признался, что уже не первый раз купался в этом году, а последний раз был на 1 мая. Наверное, морж.


Но он был не единственным, кто купался в этот день. Компанию Роме составила чайка.


Вечером ребятам захотелось пива. Хотя, если бы я ходил тогда в Варус, то взял бы водки больше, чем 0,5 л. Отлично пошла бы под супик на вечер. А теперь ее взять тут было негде, а ехать в город вообще не вариант, да и потеряли бы много времени.

Поэтому мы пошли с Романом в кафе. Там разливное пиво по 15 гривен за бокал. Взяли 2 литра львовского за 60 гривен. Разговорились с барменом по поводу Хортицы, Запорожья, страны в целом. Когда он узнал, что мы с днепропетровской области, то речь зашла о футболе. В общем, парень оказался настоящим барменом с подвешенным языком. Если бы не Саша, который нас ждал в лагере, можно было бы с ним болтать до ночи, посербивая пивко. Тем более, он работает круглосуточно. Когда мы закончили со львовским, отправились вновь с Романом в кафе, где вновь пообщались с барменом. Теперь взяли жигулевское запорожского разлива, которое полюбил Саша в последнее время. Грех было побывать в Запорожье и не выпить запорожского пива. Хотя, как по мне, разницы нет никакой.

А еще мы с наступлением темноты фотографировали ночное небо и звезды. Я специально взял штатив, чтобы мы могли сделать хотя бы одно фото нас всех вместе, втроем. Но как то забылось. А вот для фотографии ночного неба пригодилось. Штатив хоть и маленький, зато компактный и в данном случае помогал избежать так называемого эффекта "шевеленки" при длинных выдержках.


Если бы сюда приехать не на одну ночь, а на несколько, то было бы не плохо заставить себя съездить ночью на Сечь, где также открывается вид на ДнепроГЭС и город в целом. Думаю, там можно сделать хорошие фото этих объектов, которые в ночное время, возможно, освещаются.

Проехали 73 км.
Трек второго дня:


Дорога домой. 7 мая.

Первым делом поздравил маму с днем рождения. А проснулись мы на этот раз поздно, в 7 утра. Но спешить даже не думали. Из-за тучек выглянуло солнышко и, казалось, что погода сегодня будет отменной. Саша и я решили воспользоваться его лучами и развесили по деревьям свои мокрые вещи. Но солнце вскоре спряталось. У меня было всего две пары носков, которые были мокрые. Разложил их по камням в надежде немного просушить.

Палатку, правда, поставили неправильно. Пришлось спать лицом к выходу. После того, что вчера выпили, у нас с Ромой головы долгое время шумели. А Саше хоть бы хны. Он подготовился основательно. И катался в этом году больше и спиртовался.


Решили испробовать газовую печку, которую привез Рома. Вещь удобная, легкая, но есть большой минус - дорогой газ.



А Юля была одета в платье, то бишь чехол и отправилась отдыхать в сумку.


На газу разогрели вчерашний суп и мигом все выкушали. Вообще все, что мы готовили, оказалось очень вкусным и сытным. Оно то и понятно - энергии потрачено много, голод надо утолять. Да и обстановка соответствует. Все, приготовленное на костре, очень вкусно. И хорошо пошли "хлебцы" - сухарики вместо хлеба.


В 9:45 начали собирать палатку и вещи. В итоге выехали с пляжа в 11 часов. Все делалось абсолютно беззаботно, без всякой спешки. И дело даже не в лени или в том, что много вещей. Просто не спешили. А еще хотелось, чтобы вещи, в которых ехать, поскорее подсохли. Мы с Сашей даже хотели сначала ехать в шортах, но потом опять переоделись в штаны и не зря. Но об этом позже.

Велосипеды перед отправкой:




Как всегда весь мусор забрали с собой и выбросили в контейнеры, что стоят в начале пляже. Там мы нормально выехали, а вернее подняли вверх велосипеды, так как с грузом ехать было тяжко. Теперь мы знаем, как попасть на турпляж на о. Хортица. А вчера нас смутил канат, ограждающий проезжую часть. Мало ли? Сейчас везде все частное, платное, запрещенное... На фото слева расположена та самая полянка, с которой мы заезжали на пляж и пробирались вниз по скалам и пешеходным лестницам вместо того, чтобы нормально съехать по дороге.


В 11:23 подъехали к Запорожской Сечи. Это единственная, но зато главная достопримечательность Хортицы, которую мы посетили. Не попасть туда - что-то вроде, как побывать в Египте, но не увидеть пирамиды. Хотя я именно из тех, кто пирамиды не видел, но в Египте отдыхал.


Сечь мощно смотрится на фоне Днепрогэса или наоборот. В общем, эти два объекта друг друга дополняют. Мы сразу же бросились в бой, достав доспехи - фотокамеры.

 
У нас критически мало времени, поэтому мы быстро пофоткались, как могли. Я взобрался с байком на узкую тропинку, с которой мне потом помог выбраться Роман.

велосипедом на запарожскую сечь

Основные цели, с уверенностью можно сказать , были достигнуты. Остров Хортицу посетили, в палатке поспали, Запорожскую Сечь увидели. Можно с важным видом попозировать на фотокамеру.




В саму Сечь, за ворота мы не ходили. Было много экскурсионных групп, которые ходили туда-сюда. Привлек мужик в свитере с надписью Specialized - известной компании, производящей велики. У него вел той же марки, с установленным детским сидением. Недалеко увидел улыбающегося малыша, который напомнил мне о моем сыне. Я понял, что по нем соскучился.

Поднявшись выше к сувенирной лавке, мы накупили там магнитиков и сувенирчиков. В это же время начался дождь. Немного покружив, выехали на трассу, которая уже вовсю была мокрая и с лужами, и отправились на арочный мост. На этом мосту вроде собираются бейсджамперы, что прыгают тут вниз. Когда мы были на берегу, остановились под деревцом, чтобы одеть дождевики, которые надо было одевать еще на острове. Дождик прекратился и мы опять разделись и поехали в сторону плотины, чтобы переехать на левый берег Днепра.


Ехать домой этой дорогой - мой план, потому что для меня одной из целью было увидеть вблизи ДнепроГЭС. Я там проезжал автобусами, но именно велосипедом хотел ехать по пешеходной дорожке, чтобы не опасаться автотранспорта, остановиться и сделать несколько нормальных фото, а не из окон маршруток. Но первым ехал Рома, который двинулся в потоке машин по мосту. Останавливаться там было не разумно.


Я вообще даже вспотел, пока переехал на ту сторону. Не от усталости, а от волнения. Саша за кругом чуть не упал, засмотревшись на какой-то дом и въехав в канализационный люк. А я ехал за ним и наблюдал за его маневрами.

Как-то все так быстро произошло. Мы проехали на одном дыхании плотину, круговое движение, место, где много лет стоял знаменитый запорожский Ленин и начало одноименного проспекта, который, наверняка, уже переименовали. Как-то я себе все это не так представлял. Ну да ладно. Запорожье - такой город, что там есть много чего красивого и интересного. Саша даже всерьез задумался над тем, чтобы летом приехать поездом на Хортицу и встать палаткой дня на три.

Нам предстоял путь по Южному шоссе. По решению Ромы мы не стали ехать по пр. Металлургов, а проехали его, выехав на ул. Верхнюю. Правда проехав на красный свет. Почему-то встречные машины стояли, а мы не стали ждать.

Слева от шоссе на километры растянулся металлургический гигант не только Украины, а и Европы - Запорожсталь. Воздух тут совсем другой, тяжелый.


Все время то открывались, то скрывались за зданиями и деревьями две широченные трубы. Но я таки смог найти момент, чтобы сделать снимок одной из них.


Потом попали в районы частного сектора. Кругом чувствовалось преддверие поминального дня - продавались соответствующие цветочки.

На ул. Куйбышева нас здорово напугал громкий клаксон автомобиля, который двигался за нами. Впереди один кадр выехал для обгона на встречку, а тот промчал возле нас, испугав сигналом.

Перед выездом с города остановились на Авраменко, покушать мороженка и пирожков. Чтобы пересечь перекресток, спешились и прошли по пешеходному переходу, а потом проехали через светофор. Я проезжал, кажется, последним, уже на начинающий мигать зеленый. Хотелось поскорее выехать. Там был небольшой спуск, но что-то велосипед ехал буд-то не спускаясь, а под горку.

 - Ты почувствовал? - спросил Саша, когда мы остановились за выездом из Запорожья. Почувствовали мы все, а именно хороший встречный ветер. Именно из-за него байк не хотел ехать на спуске.

Скорость не превышала 15 км/ч. Встречный восточный ветер сразу начал уматывать. Я начал киснуть, но товарищи меня подбодрили. Мы почти сразу решили ехать друг у друга на колесе, меняясь каждые 5 км. На остановках пили воду, кушали сухофрукты и крутили дальше. Именно крутили. Так хотелось чуть-чуть покрутить педали, потом ехать в спокойствии. Но так не получалось, иначе скорость падала, а против ветра ее набирать и догонять было еще труднее. Самый лучший способ, как ехать в таком случае - ехать сзади товарища, то бишь на колесе. Если чуть отстал, то преимущество метода сразу терялось. Ветер, ветер, ветер...


Главное, чтобы человек, который едет впереди, не делал резких маневров. Благо, что трасса Запорожье - Донецк на этом участке была приличного качества и широкой. Мы не мешали транспорту, а он нам. Но двигались между правой сплошной полосой и обочиной, часто просто по белой полосе.


Когда едешь сразу за колесом впереди едущего вела и смотришь на него, то все сливается в глазах. Объекты резко движутся. Забавное явление. Крутить сзади легче, можно даже немного расслабиться. Даже наблюдал, что можно ехать на одну передачу выше, чем у того, кто едет впереди. Мы часто при этом наблюдали за переключателями. У Ромы он ровный, а у нас с Сашей - кривые. Жена по моей просьбе пошила на сумку светоотражающие ленты. Саша подумал, что это сделано машинкой, а на в самом деле - вручную. Я очень хотел быть заметным на дороге и это получилось.


Так мы получили отличный навык езды на колесе. Раз уж пошла речь о сумках, то упомяну о чехлах на карематы, которые заказывали здесь - fisher-book.ru/velobauls. Жена пошила на них по две светоотражающие ленточки сбоку. Каремат, попадая туда, расправляется и внутри есть еще очень много места, которое мы с Сашей заполняли тряпками, то есть личными вещами. При этом я вез там два каремата сразу. Но при этом умудрялся впихнуть в чехол половину вещей. После каждого сбора, мы совершенствовали навыки и засовывали туда все большее тряпок. А последним я паковал дождевик, чтобы при необходимости быстро его достать.



Такая необходимость возникла часов в 5 вечера, когда начался дождь. Еще один плюс к опыту. Мы уже ездили по дождям. Только теперь нам все время, не переставая дул встречный ветер в лицо. Хорошо, хоть не ливень и не обложной. Но подмочил и нас и дорогу.

Хотелось кушать и мы с Сашей решили, что встанем поужинать. Узнав, что в Першотравенске дождь идет целый день с самого утра, поняли, что ехать придется не через Васильковку, а Покровское. Чтобы по асфальту. Роман предлагал купить по йогурту, но нам ехать еще далеко, потому решили купить макарон и бычков в томате, чтобы нормально покушать и отдохнуть. Пусть даже и потеряем время, но восстановиться было необходимо.

В начале Новониколаевки Роман проткнул заднее колесо. Мы помогли его снять и поехали в магазин за продуктами, решив что с ним еще увидимся. В магазине я взял 6л воды, макарон и консервы. Продавщиц было, наверное, с десяток. Только все они были какими-то замаринованными. Обсуждали что-то свое и никто не обращал на меня внимание. Еле, блин, скупился.


На перекрестке возле памятника трудовой славы подождали Романа и сообщили, что тоже едем на Покровское.


Недалеко от Новониколаевки нашли посадку и решили там варить макароны. Пока готовились, Рома показал по моей просьбе, как проехать коротким путем, минуя Александровку.  Он не стал с нами кушать, а поехал домой. С Сашей понимали еще до этого, что придется ехать ночью, но подкрепиться и отдохнуть нужно было обязательно.


Ужин занял у нас около двух часов. За это время удалось просушить штаны, носки и кроссовки. Спаковались уже по темному и выехали около 9 вечера.

То бела полоса,
То черна беспросветно

А. Розенбаум "Нарисуйте мне дом"

Не знаю, каким словом описать то, что начало далее происходить. Но главное то, что паники не было абсолютно. Только мы двинули в путь, как я услышал металлический звук упавшего предмета. Остановился глянуть, что ж я мог потерять. В итоге нашли одну деталь крепления багажника. Закрутили. Только собрались ехать, как у меня не захотел включаться фонарик. Разобрали, глянули, почуяв паленый запах. Осматривая его, Саша сказал, что отвалился светодиод и дал мне свой фонарь. А сам поехал при свете фонаря, который питает динамовтулка. Китайский фонарик оказался китайским. Это при том, что я не успел его даже по полной поюзать.

Только поехали, как что-то опять упало впереди. У Саши выпало зеркало с руля. Это, конечно, не поломка. Он просто вставил его обратно. Но уже невозможно было это воспринимать просто, как случайность. Это был однозначно знак свыше! Мол, не езжайте, ребята, дальше, на сегодня хватит. Дело еще в том, что вчера Саша пробил переднее колесо. Потом Роман заднее. Моя очередь?... Даже не хотелось об этом думать, тем более сейчас, когда стемнело.

В голову начали приходить мысли о том, что может ну его нафик? Позвонить Роману и попроситься на ночлег? А вдруг что еще случится? Оставалось километров 65-70. Мы поехали дальше при свете тех фар, что остались. Ехали почти рядом. Саша чуть впереди, я левее. Когда появлялась машина, то я съезжал вправо. Нам надо было не пропустить с. Зеленая Долина, за которым поворот на короткий путь к Покровскому.

Не дотянем мы до полночи
Нас накрыл зенитный шквал
Смысла нет взывать о помощи
Жжет руки штурвал!

Ария "1100"

Мы понимали, что можем не доехать. Надо ночевать. Поделился соображениями с Сашей и начали вызванивать Романа, который, как назло не брал трубку. Сейчас 10 вечера, начало 11-го. Прикинули, что он должен был приехать домой с девяти до пол десятого. Наверняка покупался и покушал. Надеялись, что еще не лег спать. А вдруг уже спит, а телефон на беззвучке? Но мы уже проехали поворот и направлялись к Покровскому через Александровку, где живет Роман. Если дозвонимся, то попросимся на ночлег, поставим палатку в огороде или ляжем в спальнике где-нибудь в гараже. А если не, то встанем в посадке. В дороге всякое бывает. Мы приняли единственное верное решение в той ситуации. По ночи ехать опасно. Хотя дорога была отличной. Ветер стих еще тогда, когда начали ехать после ужина. Кроме того, было не видно, но чувствовался длинный спуск.

Роман на наше счастье перезвонил и сонным голосом ответил, что будет нас ждать. Ждать ему оказалось еще долго. Когда у меня во второй раз развязался шнурок, я остановился и положил на бок велосипед. Начав движение, обнаружил, как что-то трет по колесу. Оказалось, что сместился багажник на одну сторону. Выровнять его обратно получалось, но ехать было не реально. Обнаружилось, что слева открутился и потерялся один болтик, что крепит багажник к перьям. До ж/д переезда я шел пешком, удерживая багаж, чтобы он не терся о колесо. Ехать было невозможно дальше. Да и идти было тоже тяжело, но возле переезда есть освещение, где мы стали ремонтироваться. Так как подходящих гаек и болтов в запасе не было, то скрутили это дело проволокой и поехали дальше с максимальной аккуратностью.

Роман при встрече сказал, что действительно уже собирался лечь спать, а мобила стояла заряжаясь на беззвучном режиме. Перед сном глянул и увидел, что мы ему наяривали. Первым делом занялись ремонтом багажника. У Ромы нашлись болты, но чуть большего диаметра. Он мигом принес дрель и рассверлил отверстие. Мы обтянули все болты крепления. А также Рома дал мне в запас несколько болтиков. С большой уверенностью признаюсь, что необходимо было еще дома обтянуть все болты. У меня даже не было ключей с собой и запасных болтиков. Это будет уроком. Ну а после ремонта мы попили чаю и расстелились в летней кухне, отказавшись от ночевке в доме. Ведь мы три дня не мылись. От нас так штырило, да и не хотели стеснять никого. В спальниках спалось все также уютно и тепло.


00:05 занавес. Будильник завели на 4:30.

Проехали 107 км.
Трек третьего дня:


8 мая. Последний рывок. 


Саша разбудил словами 5:13! Проспали! Было воскресение, а у него будильник выключен на выходные дни. Собрались, попили чаю и в путь. Дорогу домой мы знали и помнили по прошлому году, когда ездили в Бердянск. В тот раз мы возвращаясь домой, заезжали к Роме на чаек. Мы и в Запорожье могли поехать этим путем, но получалось чуть дальше, да и направление Просяная - Першотравенск порядком надоело.

Выехали в 6 утра, одев дождевики еще у Романа во дворе, так как начался дождь. Он лил почти до самого поворота на Просяную. Свернув, мы решили снять дождевики. Но как только тронулись опять с неба потекла вода. Дорога от донецкой трассы до Маломихайловки сплошь убитая. Одной из причиной, по которой я не хотел ехать вчера ночью, была собака, которая обитает в этом районе. Правда сейчас ее не оказалось.

В Маломихайловке заехали в магазин "Холодок", купили там воды да перекусили йогуртом и круасанами со сгущенкой. Последние оказались очень вкусными, так что взяли их еще в дорогу. Как только тронулись, снова полил дождь. Прям какая-то закономерность: едва снимаем дождевики и начинаем ехать - опять льет.


Перед, возле и за Просяной дорога представлена сплошными ямами. Но, чем дальше, тем суше. Здесь дождь, видимо, был вчера. Я долго еще ехал в дождевике, так как в нем было теплее. А когда начало появляться солнышко, то снял его где-то за Демурино. Дождевик не спасает ноги. Они были полностью мокрыми. Но мне на это было абсолютно наплевать. Это никак не мешало движению.

Чем больше становилось времени, тем чаще Саша начинал заводиться от того, что не успевает. Он все переживал, что приедет поздно в село. Правда теперь ему не надо было ехать туда на велосипеде, когда созвонился с братом, который заедет в город и подкинет его.

Возвращались через городское кладбище. Там было много людей и машин. При этом дорога вся в лужах и грязи. В 11 я уже отъехал от сашиного подъезда, где он забрал свою палатку и распрощались.


Проехали 63 км.
Трек четвертого дня:



Выводы.

Проехали 322 км.

В то, что сможем съездить туда-обратно в Запорожье, никто из нас не сомневался. Дома были опасения по поводу надежности крепления груза и выдержат ли нагрузку велосипеды. Опасения подтвердились. Я сам в этом виноват. Надо было все проверить. Кроме того, надо возить запасные болтики (гаечки) и ключи к ним. Это смазало всю концовку. Вместо того, чтобы проехать за день 150 км, пришлось заночевать у Романа и ехать два дня. В данном случае мы поступили с Сашей правильно. Но я испытывал тогда некое чувство вины по отношению к нему и себе.

Правда есть и другие причины, из-за которых вышло не так, как хотелось. Во-первых, это встречный ветер, который не давал набирать скорость и забирал силы. Зато мы получили бесценный опыт езды на колесе. Кроме ветра, нас потрепал немного дождик. Впрочем и выехали мы из Запорожья очень поздно. Отсюда следует вывод, что свои силы и возможности нужно уметь рассчитывать наперед.

Туристическое снаряжение проявило себя наилучшим образом. Ижевские карематы - функциональные, прочные, легкие и удобные коврики. Популярны среди туристов еще со времен Союза. Чехол на каремат не только оберегает его, но и служит, как дополнительная сумка. На спальниках мы тоже не экономили. Поэтому спалось тепло и уютно. Фонарик подвел. Нужно иметь дополнительный свет про запас.

Никто из нас не паниковал, когда было трудно. Ни погода, ни поломки не смогли выбить путешественников из колеи спокойствия. Когда испытываешь упадок сил, будь-то физических или моральных, товарищи поддерживают. Даже когда закрутился маховик неудач, выходили из трудных ситуаций и крутили дальше без нытья.

Очень понравился город Запорожье. Повторюсь, что для его осмотра одного дня мало. А на Хортицу теперь хочется поехать еще раз. Мы превратились в настоящих велотуристов. Дважды проехали город, не заблудились и остались целы. Приобрели не мало опыта. Саша даже по приезду вытащил клеща, прибавив себе +1 левел.

Вероятно, велопоездка на Хортицу станет для меня поездкой года. Но я знаю, что впереди меня ждет еще много километров дорог, новые города, новые туристические маршруты...    



3 комментария:

  1. "Но я знаю, что впереди меня ждет еще много километров дорог, новые города, новые туристические маршруты..."
    Да будет так, Димон ;-)
    Отличный отчет, отличный поход у нас получился :-)

    ОтветитьУдалить
  2. В восторге от путевых заметок! Дима, путешествуйте, а главное, пиши об э
    этом - у тебя здОрово получается!

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить