В Бердянск на велосипеде

Идея поехать в Бердянск на велосипеде появилась у меня давно, но всерьез о таком велопутешествии я даже не задумывался. Лишь в этом году, когда мои друзья сели на байки, мы заговорили об этом без шуток. Раньше мой вариант предполагал два дня езды и ночевка где-то на пол пути. Роману ближе до Бердянска и он предлагал приехать, переночевать у него, а утром выехать. От Покровского до Бердянска уже 160-170 км и можно доехать за день. Но обстоятельства сложились так, что мы решились поехать 230-240 км - расстояние от Першотравенска до Бердянска  - за один день!

Почему мы это сделали? У меня не получалось вырваться из-за работы, отсутствия денег на тот момент и по делам семейным. Роман с Сашей уже подумывали ехать без меня, хоть и понимали как мне будет обидно сидеть дома, зная что они едут велосипедами на море. Но я уже свыкся с этой мыслью. И вдруг Саша, благодаря семейным обстоятельствам, назначил день, когда можно было бы рвануть на море. Тут выяснилось, что Рома в эти даты не может составить компанию. План был такой: день едем в Бердянск, день отдыхаем, а на следующим рулим обратно домой. Жена, увидев мое желание, решила меня отпустить. Я рискнул и мне дали три выходных на работе и мы начали собираться. К тому же в Бердянске отдыхали Сашины родственники, которые могли б забронировать нам номер, пока мы будем в пути. Все так удачно складывалось, аж не верилось, что все получится. Слишком все казалось гладко. Хотя, как оказалось позже, это был хороший знак, а вовсе не подвох. Единственное, что начались боли в левом колене. Но я уже был в этом году у травматолога и поправился ультрафастином. Впрочем, все могло сорваться, но я так хотел поехать, что даже не зажившее колено не могло сорвать наши планы.

Подготовка к велопоходу.

Так как все решилось за несколько дней, то времени реально было немного. Перед выездом у меня не было выходного для сбора и обдумывания, ведь пришлось перенести смены для поездки. У Саши пятидневная рабочая неделя, так что мы были в похожих условиях.  Он спрашивал у меня, что нам необходимо с собой взять в дорогу? Как бы все понятно, что нужно, а что нет, но я таки решил пошарить интернет и обратиться к бывалым велотуристам. Сам толком не читая ничего, дал другу ссылки на велоресурсы. Там Саша поведал весьма, как потом оказалось, нужную информацию о питании, в первую очередь, и о других важных мелочах, нужных для прохождения больших дистанций на велосипеде. Шутка ли, расстояние около 230 км, которые нужно преодолеть за 1 день.

Подробнее о питании в велопоходе
Саша вычитал, что полезно всю дорогу кушать сухофрукты (финики, курагу, изюм, и проч), которые дают необходимую энергию. А также важно употреблять воду постоянно, даже тогда, когда пить не хочется. При чем необходимо пить воду с солями, так как соль активно покидает организм вместе с потом. Еще Саша развел регидрон, в результате мы получили изотоник, который по идее избавил бы нас от обезвоживания и обессоливания в первую очередь. Для привалов мы выбрали сваренную дома гречневую кашу, которую потом смешивали со сгущенкой. Сахар тоже является важной составляющей для энергетики такого, я бы сказал, достаточно экстремального туризма. Кстати, благодаря всем проделанным действиям, Саша был признан ответственным за питание в походе. И это дало свой волшебный эффект, о котором напишу ниже.

Техническая подготовка
За неделю до старта нам пришли фонари с Китая. Мы разрядили-зарядили аккумы и купили про запас батарейки дюрассел (не пригодились).
Прогнозы погоды обещали дожди на всем этапе туда, но отступать мы не собирались, поэтому Саша купил клееночные накидки за 20 и 23 гривен каждая (пригодились).
Цепи велосипедов были заново помыты и сварены в парафине с добавлением воска для отталкивания воды. Все это проделал Саша, так как у меня на тот момент не было средств.
Он также позанимался своим железным конем, усовершенствовал в очередной раз велобагажник. Я купил коврик пенку для того, чтобы сидеть на привалах и потом на пляже. Удачное приобретение и не дорогое.
Сложнее оказалось с навигатором. У Саши на телефоне плохая батарея и он сходил в магазин "Орфей", где купил новый аккум, но тот оказался не рабочим. Продавец начал морозиться.: "То я тебе другой привезу, то давай я мастера найду - он сделает". Продает гавно, деньги не возвращает. Он нам сорвал запись части трека.
Зная про мокрую погоду, сделал защиту для фонаря из пластиковой бутылки. (не пригодилось).
Я поменял недавно местами покрышки. Но не было запасной камеры. Мне ее любезно одолжил коллега с работы, а также согласился поработать вместо меня. За что ему двойное спасибо. Камера не пригодилась.
Еще были куплены средства от комаров. Таблетки не пригодились, а спреем разок попшыкались уже в Бердянске.

День первый. Першотравенск - Бердянск. +232 км.

Проснулись в 2 часа ночи. Дождя не было с вечера, хотя весь предыдущий день был дождливый. Это был решающий фактор, так как был бы в момент старта дождь, то мы наверняка никуда бы не поехали, тем более клеенки-накидки были у Саши.

Выкушав булочку с чаем, я отправился к Саше. Давно я не ездил по ночам и со светом. Отметил, что фонарь хорошо освещает дорогу и хорошо, что одел олимпийку, ведь реально было прохладно.

Стартовали мы в начале четвертого. Примечательно то, что прогноз ветра был исключительно настроен к нам мягко сказать не дружелюбно: ветер преимущественно южный всю дорогу до Бердянска. А в воскресение, когда мы должны были ехать назад, ветер по прогнозам уже северный, а значит тоже встречный. Это трудно не только физически, но и давит на психику. Саша перед поездкой просил его подбодрить подходящими словами. Перед поездкой он хорошо намок, когда ехал на работу и психологический настрой упал. Но я сам как-то сник. Ведь нам предстояло всю дорогу ехать против ветра под дождем. Моральный дух был на нуле. Но мы выехали и, честно скажу, останавливаться  и разворачиваться по домам уже не собирались. Я понимал, что будет тяжело, может быть даже очень тяжело и придется чуть ли не ползти на коленях, но отказываться от задуманного я, по крайней мере, не намеревался уж никак.

С города выехали мимо кладбища и поехали в южном направлении. Выехав на трассу, я оглянулся назад. Мне померещился свет авто, но то были прожектора на Юбилейной шахте. В результате я выехал с асфальта и закатил в траву. Ничего себе начало! Интересно, что в этот момент подумал обо мне Саша?

По темному ехать трудновато было, ну по крайней мере мне. Но фонари себя оправдали просто великолепно. Саша взял крейсерскую скорость и я еле поспевал за ним. Промчав Запорожье, Васильковское, Владимировку, стало виднее. В Просяной уже не пользовались светом. Теперь мы ехали в тех местах, где никто из нас еще не бывал. Саша сказал, что фотографировать будем мало, чтобы не тратить время. Никаких рассветов и прочего. Но, когда я увидел церковь в Махомихайловке, то попросил его сделать кадр. Мы ехали на спуске и сверху купола смотрелись, как для меня, очень даже шедеврально.

Кроме храма в этом селе есть ставок и мы в эти края обязательно еще вернемся, обкатаем все и отснимем на кадры каждую интересняшку, но не сейчас. Спустились к балке, бодренько поднялись на подъем, испили водицы и двинули дальше. Первый открытый магазин мы встретили уже на трассе Запорожье-Донецк, но пропустили его и поехали дальше до Покровского, вызвонив перед поворотом на Коломийцы нашего товарища, Романа.

Покровське

Это уже была не межпоселковая дорога. а трасса более важного значения. Ехать было очень хорошо и приятно. Саша сказал, что надо на таких дорогах хорошенько вкручивать и мы крутили со скороростью 27-30 км/ч. Еще до этой трассы я отметил, что в меня вселяет оптимизм и некая дорожная романтика, ведь мы будем ехать не просто по грунтам или простым дорогам, как обычно, а по дорогам, где будут указатели с названиями городов и километрами до них, с перекрестками со сфетофорами, то бишь нас ждет настоящая дорога и это меня вдохновляло, ну или, как минимум, было просто интересно.

В 6:15 мы были перед въездов в Покровское, там купили воды в придорожном магазине, где стояли дальнобойщики. Для поддержания себя в тонусе Саша выбрал минеральную воду Миргородская сильногазированная. Всю дорогу пили почти только ее. Я иногда покупал слабогазированную или без газа, но в основном Миргородскую.

С Романом мы быстро выехали из Покровского, миновали Александровку, где он живет и поехали дальше на юг. Мне Покровское понравилось. Мы обязательно сюда заедем еще раз. Пугало только то, что мы тут ехали больше вниз, а значит домой возвращаться придется в горку.

Хоть ветер был и встречным, мы крутили более 20 км/ч и вскоре уже доехали до границ Днепропетровской области, до нашего первого привала. Мы с Романом еще разок посмотрели карту маршрута. Я перед поездками обычно изучаю карты и в этот раз не было исключением. Изучив ее досконально, глянул спорные моменты еще разок, чтобы не заблудиться, ведь лишний крюк нам вовсе ни к чему. Тем более я был назначен главным картографом путешествия.

Когда Рома уехал, мы разложились на привал и откушали гречневой каши вперемешку со сгущенкой. Коврик очень пригодился, чтобы на нем сидеть, а не на траве.

К тому моменту проехали 75 км, на часах 7:30 и уже заметно потеплело. Вопреки прогнозам, небо было почти чистым. После завтрака, мы сняли верхнюю одежду. Когда я вкинул олимпийку и кепку в рюкзак, почувствовал прибавление тяжести на спине и по чуть-чуть начало надавливать плечи, особенно правое.

В 8:00 пересекли границу областей и въехали в запорожскую. Первое знаковое событие. К тому же раньше мы никогда за пределы днепропетровской области не выезжали.

Уж очень длинным показалось село Варваровка. К тому же перед нами ехал автобус очень долгое время. Саша даже пошутил, сказав мне: "показывай обгон". Автобус оторвался от нас только тогда, когда пошла нормальная дорога.

Решили доехать до Гуляйполя в 9 часов, но немножко не успели. При въезде купили миргородской и покрутили дальше. Сначала я проложил маршрут по Гуляйполю через подвесной мост. Но с учетом того, что там скорее всего могут быть грунты, которые скорее всего будут еще мокрыми, изучал основную трассу. Но на повороте, все же решили проехать через мостик. Так короче и интереснее. Оказалось, что там уже нет подвесного мостика, который я видел на фото. Теперь там цивильный пешеходный мост, с фонарями и лавочками. Все полностью заасфальтировано. За мостом поймали языка и уточнили, как нам выехать на Пологи. Потом, правда, еще раз пришлось спрашивать направление у местных. Далее нам помогли указатели и здравый смысл. Но судя по тому, что лишний раз повернули влево, я понимал, что где-то мы проехали не там. Это уже было видно дома, когда Саша прислал мне трек пути на Бердянск. Все равно мне понравилось ездить по такому городу. Движение, машины, даже светофоры имеются,  но мы уверенно оттуда выехали. Уже на дороге, что ведет к выезду заметили кучи пакетов и ведер с мусором возле каждого дома. Видимо тут мусор забирают лично с каждого двора в определенные дни. За Гуляйполе мы были около половины десятого утра. Проехали более 100 км. Сделали смелое предположение, что часам к пяти вечера можем быть в Бердянске. А для Саши это было немалым вело фактом - его первая сотка на велосипеде. Тут я пошутил: "Сотка для нас - ерунда, мы проезжаем сто километров по быстрячку до половины десятого утра". Потом добавил: "Если тебя спросят, как ты проехал первые сто км?, отвечай: та нормально, а потом сразу еще сто...". Отзвонившись близким, покрутили дальше.

Перед Пологами спуск, а потом хороший подъем. В низу еле двигается кучка авто, объезжая ямки. Там реально убитая дорога, впрочем, как и по всему населенному пункту. В 10-47 заехали в Пологи, оставалось ехать меньше половины пути.

Пологи

Переехав реку Конку, заскочили взять водицы и поехали дальше. В Пологах все просто. Выехали на другую дорогу, где повернули на лево в потоке машин, а перед ж/д перездом заскочили еще в один магазин. Теперь Саше нужна была миргородская, но ее здесь не было и мы взяли по мороженке. Самое дешевое за 3 гр и самое вкусное на наш взгляд.

В 11:11 пока мы отдыхали возле магазина нас обогнал автобус Терновка-Першотравенск-Бердянск. Уже за Пологами я начал сдавать. Саша сказал, что будет ехать в своем темпе, так как медленнее крутить у него сводят мышцы. Я его отпустил, а что делать? Пытаться тягаться - это лишь себя вымотать. Все же у него колеса более чем на 5 см больше моих по диаметру и уже покрышки стоят, а это влияет на накат, тем более по асфальту. Хотя есть еще одна причина, о которой я поведаю на обратном пути домой.

Слева мы наблюдали постоянно населенный пункт. Уже потом я узнал, что Пологи плавно переходят в Чапаевку, а те в Конские Раздоры. Именно тут, в Конских Раздорах мы увидели красивую церковь вдалеке на холме, за которой были грозовые тучи. Церковь прям светилась белым светом на фоне синих туч и это выглядело восхитительно-священно.

Пришлось преодолеть хороший подъем. Но больше всего не хотелось попасть под дождь. Хотя еще до Покровки я и велосипед были реально грязными, но меня это вообще не смущало. Саша выглядел почище, так как у него стоят крылья.

Очень хорошим решением было сделать список всех населенных пунктов, которые мы проезжали. Его сделал Саша, где указал общее и промежуточные расстояния от города до города. Это помогало контролировать запасы воды. Но перед Зеленым Гаем нам требовалась заправка, однако магазин в тот момент не работал. По плану у нас должен был быть привал между Зеленым Гаем и Алексеевкой, но мы поступили очень умно, что встали в Зеленом Гае под навесом автобусной остановки. Прям там расстелили зеленый коврик и достали гречку. Когда мы кушали, перед нами остановилась маршрутка высадить человека. Все пассажиры уставились на нас с выпученными глазами. Мы наверное выглядели как два бомжа: грязные и не бритые (перед отъездом в Першотравенске не было воды) топтали гречку сидя на полу остановки. Аж самим стало смешно. Уже собрались выезжать, как пошел сильный дождь, который заставил нас спрятаться к стенке остановки. Очень хорошо, что мы именно тут встали на привал и переждали дождик.

Мы так и планировали встать под каким-то навесом, но не знали еще что это нас спасет от ливня. Предлагаю фото остановки в Зеленом Гае рядом с закрытым магазином. До Алексеевки еще 9 км. Проехали уже 150, что было уже и моим рекордом.

Кроме ветра, с погодой нам все же повезло, ведь по всем населенным пунктам следования нас должен был преследовать дождь. Все же мы под него попали в дороге. Начали чувствовать капли, а Саша сказал "дождь". Впереди увидели на асфальте, как он быстро к нам приближается. Мы быстро свернули в посадки и поспешно одели дождевики.

Переждав ливень, мы решили ехать вперед. Дождик был уже не сильный, а время терять не хотелось. Один урод на легковушке казалось, поприветствовал нас сигналом, а потом, сука, обрызгал нас, проехав, наверняка, специально по луже. Все же дождевик - отменная идея.  Саше респект и уважуха! Были водители, что приветствовали нас, но уже не делали нам пакости, за что им человеческое спасибо.

В Алексеевке нам срочно нужно купить воды, но магазины так и не попадались. Увидев неприметный магаз без вывесок решили все же туда заглянуть. То оказался строительный, но продавец поведал о наличии нескольких магазинов далее за спуском. Действительно, мы встретили несколько мест, где и купили новую воду. Спуск был хорошим, правда за ним последовал не меньший подъем. Так мы попали в с. Смирново. Начались все чаще попадаться спуски-подъемы, которые реально выматывали на пару с непрекращающимся встречным ветром. Но расстояние сокращалось. Когда на часах было 15:58 мы въехали в Бердянский район и остановились на фото.

За Андреевкой мы с Сашей уже почти не ехали вместе. Он начал убегать от меня вперед. До этого я принимал это спокойно. Но сейчас, когда он уже скрывался на горизонте, я начинал злиться. Злился на себя, на свой велосипед и его колеса. Мечтал о гибриде с 28 дюймовыми колесами и узкой резиной. Еще и эти вечные спуски-подъемы. На спусках я догонял друга, но на подъемах нещадно отставал и перся, как улитка. Может начать себя изматывать подъемами, делая каждодневные тренировки? В общем, так и ехали: Саша улетал вперед, потом поджидал меня и снова ехали дальше. Но он-то отдыхал намного больше меня, а когда я подъезжал к нему, я пил водички и снова в путь. При всем при том ужасно давил на плечи рюкзак. Веса там было не много, но с каждым километром особенно правое плечо болело все сильнее. Кроме того приходилось отгонять от себя мысли о том, что через день нужно будет ехать обратно опять на велосипеде.

В Софиевке купили опять водицы. Миргородской не было, Саша взял другую, кстати по-дешевле. А я искал такую же, но без газа. Ее не оказалось и продавщица предложила мне взять воды из бочки за 70 коп/литр, что я и сделал. Кстати, всю дорогу мы покупали воду емкостью 1,5 литра. Я же хотел купить литровую ради бутылки, которую бы мог всунуть во флягодержатель, но жаба душила: литровая стоит везде дороже, нежели полторушка.

Когда Саша позвонил родичам, которые отдыхали уже неделю в Бердянске, выяснилось, что номера все заняты. В итоге то преимущество, которое нам давал тот факт, что Сашины близкие тоже отдыхают в Бердянске, уже нифига и не преимущество. Толку от этого нет, ведь придется по приезду еще искать жилье. А время близится к вечеру, солнце все ниже и ниже. Поэтому пришлось крутить еще быстрее, а сил все меньше. Ветер встречный, спуски-подъемы изматывают и очень злят психику. Пройдено 200 км. Внушительно!

Но мы таки выехали на перекресток перед с. Нововасильевка, где заправка и вечная стройка. До Бердянска рукой подать. Хотя мы знали, что по городу надо проехать еще около 20 км до места на косе, где надо еще найти жилье.

По идее скоро Бердянск, но его все нет и нет. Да где же, где же он? Хоть фото по пути делали не много, но мы с нетерпением ждали знака "Бердянск", возле которого обязательно должны были сделать фотографии, которые однозначно поставим на все аватарки в своих соц.сетях. В 18:40 наступил долгожданный момент - мы увидели это:

До самого города оставалось самую малость, но уже не было сил терпеть. В начале Бердянска за ж/д мостом отзвонились домой, сообщив радостную новость. Но предстоял еще путь по вечернему городу, полному машин и светофоров. И тут усталость сняло, как рукой. Во-первых, до самой косы ехали по спуску, вымощенному почти на всем пути из бетонных плит. Скоростью доходила до 40 км/ч. Это при том, что приходилось притормаживать постоянно.На стыках плит трясло не по-детски. Во-вторых, движение по городу как рукой сняло всю усталость. Мы двигались с максимальной концентрацией внимания. Кругом машины, светофоры, постоянно кто-то норовит выехать, выехать перед тобой. Хоть мы двигались постоянно по главной, все же здравый смысл понимал, что лучше уступить дорогу дураку. Поэтому спустились к третьему пляжу без приключений и в приличной динамике. Дорога по косе начала утомлять. Эти плиты конкретно осточертели. Тут конкретно набили задницы, пока доехали до рынка на средней косе.

Саша эти места знает хорошо. Тут он отдыхал семьей в пансионате Арктика, который находится напротив. Мы заехали на поворот к частным базам и позвонили Сашиному брату Селе, чтобы нас встречал. Я заметил растерянный взгляд Саши. Понимал, что и у меня скорее всего такое же выражение лица, ведь нам надо теперь искать жилье. Я сразу же позвонил жене и потом по времени этого звонка мы установили, что приехали на косу в 19:38. Признаем этот момент окончательным временем приезда.

Итого проехали 232,42 км . Время, за которое проехали - 16:50 (хотя мне кажется что минут на 15 раньше). Я предполагал, что мы доедим часов за 17, а вышло даже быстрее. Чистое время в пути 11:47. Средняя скорость по Сашиному велокомпу 19,7 км/ч.

Селя сказал, что по его автомобильному одометру получилось 241 км. Но мы ведь в Покровском и Гуляйполе сокротили путь. К тому же велокомп показывает точнее, чем автомобильный спидометр.

Все равно силы еще оставались и если бы нужно было, то проехали больше. У Саши возникал в пути вопрос: где предел мыщц? Но, как по мне, лучше этого не знать.

Пока хвастались цифрами, надо ж было искать жилье. Я зашел в один из двориков, где отдыхала большая компания за столом. Вкратце сказал, что мы приехали на велах и они дали мне попить воды и нашли хозяйку. Та отказалась нас принимать, хотя я понял, что свободные номера имеются.

Пошли к другому дому. Там за дело взялись женщины. Новая хозяйка сначала не хотела тоже нас брать - потому что слишком короткий срок. Все селят от двух суток и более. Так нам же на две ночи и надо! У меня только эконом номера есть, - сказала хозяйка. А нам хоромы не нужны, что по чем? 160 - мы услышали и сразу же согласились. Женщины (Сашины сестры) осмотрели и приняли положительное решение по поводу нашей комнаты, а мы хоть и последние, кто увидел свой номер, были весьма довольны: две кровати, тумбочка, тв и холодильник. Больше нам ничего и не надо. К тому же Селя и компания платили по 200-250 гривен, а 160 для нас - как скидка за пройденные километры. Мы согласились и вкинули свои вещи. Хозяйка нам что-то рассказывала про расположение удобств, кухни и проч. Но ее слова доходили до меня, как в тумане далекий свет. Ее муж выделил нам свой гараж под велосипеды, оставив автомобиль во дворе. Большущее ему спасибо за это. Все сложилось еще лучше, чем мы планировали. Сразу же пошли покупаться в Азовском море. Потом покушали долгожданного борщика в кафе возле рынка. Вместе с хлебом на двоих вышло 61 гривна. Не наелись и рядом съели неаполитанскую пицу за 62 гривны. Дома заставил себя сходить в душ и помазать колено ультрафастином. Уснули быстро. Занавес...

День второй. Бердянск. +12,68 км.

Больше всего мы боялись, что проснувшись утром, ощутим деревянные ноги. Вчера не было особой эйфории от приезда и пройденных километров по причине того, что через день нам предстоит обратный путь. Очень опасались, что организм придет в упадок, но проснулись достаточно бодрячком и пошли искать завтрак. Мышцы, конечно же, побаливали. Но не так, чтобы край. На левой руки у меня чуточку онемел мизинец. Пишу отчет спустя несколько дней, а оно так и не прошло.

Еще вчера хотелось шаурмы, но шаурмиста не было. Утром его тоже не было. Стали шутить, что он ушел в отпуск: в прошлом году был в отпуске в январе, а теперь взял отпуск в июне - по КЗОТу положено и все тут)))

Прошлись по рынку, где Саша взял креветок за двадватку. Рядом пахла жаренная рыба и мы вернулись на запах. Жаренные бычки, горячие, только со сковородки были божественны. Обошлись в 43 гривны на двоих. Вкусняшка - пальчики облизывали! Пока кушали, шел хороший дождик. А потом прогулялись к морю.

Вчера, когда ехали, я говорил Саше, что писал в Бердянской велогруппе, что мы едем на море. Там люди желали попутного ветра. А Саша упомянул, что надо было попросить найти нам жилье. Но все сложилось как нельзя лучше. Ведь на косе Азовское море самое лучшее в Бердянске

Саша отснял множество фоток при помощи разных объективов, а я просто любовался Азовским морем. Мы это сделали!

В центр решили съездить на автобусе. Нам надо было в АТБ купить гречки в пакетиках, сухофрукты. Решили также на вечер скупиться на базаре, чтобы сэкономить средства. Проезд стоит 6 гривен. Один день мало для отдыха. Если бы приехали на больший срок, то ездили по Бердянску на велосипедах. Но сейчас не хотелось крутить по чертовым плитам. Да и вообще не горели желанием садиться в седло.

На центральной набережной прогулялись совсем не долго. Море тут тихое в отличии от косы, ведь здесь залив. Красиво смотрятся корабли на горизонте.

Как всегда от причалов отправляются прогулочные катера, на которых мы не собираемся кататься.

Первый раз отдыхая в Бердянске, я жил в центре и знал, как пройти на базар и где не дорого можно покушать. Время было обеденное и я предложил оттрапезничать в Козацькой хате. Там тарелка борща стоит 5 гривен(!). Еще мы взяли плов, хлеб и компот. Саша успел выхватить салатик. Мой обед мне обошелся в 22,80. И при этом хорошо покушали.

На вопрос: Где покушать в Бердянске? Я всегда отвечаю: в Козацькой хате! Вкусно и дешево. Саша вообще назвал это холявой. По сравнению с косой он прав на 100%.

Жаль, что мало времени у нас на город. С холма, я уверен, открывается замечательный вид на центр, на набережную, на порт и море. Но не в этот раз.

По проспету Ленина дошли прямиком до базара, где планировали взять огурцы, помидоры для салата, картошку - это все на вечер. А также бычки, чтобы пожевать их на пляже. Взяли 20 бычков по 7 гривен/десяток. Креветки по 10. Стоимость их от 5 до 15 гривен за стакан. 5,50 за кг молодой картошки и 6,50 за помидоры по 14 гривен.Еще взяли пива (Саша) и кваса (Дима).

Потом двинулись на автовокзал по Ля-Сейнской улице. По пути нам предлагали менялы поменять рубли/доллары. Мы что, похожи на тех, у кого есть валюта? На косу добрались с автовокзала и пошли на море. Небо расчистилось и светило солнышко.

И все же решили сесть на байки, чтобы проехаться на дальнюю косу. Во-первых, хотелось себя попробовать, что мы чувствуем, да и просто хотелось побывать на краю косы. По карте я видел там много больших озер и кучу дорожек. На байке сиделось и крутилось хорошо. Вскоре проехали конечную остановку и дорога превратилась в песчаную грунтовку. Саша отметил: "Все как обычно, но понимание, что ты едешь по бердянской косе на своем велосипеде - вот это оно!". Далее попали в заповедную зону. Слева был маяк и закрытая территория.

Дальше по пути встретилась приличная лужа. Но Саша вдруг взял и поехал по воде. Я последовал за ним.

Кругом были камыши и озера. Вода в них соленая, я пробовал. Но в итоге мы заехали в тупик и вернулись обратно.

Встретили мужчину с женщиной, которые тоже хотели попасть на край косы. Мы было уже собрались домой,  но вернувшись на развилку поехали в другую сторону и таки выехали к морю. Там Саша сделал фото, которое я так хотел: с велосипедом на фоне моря.

Рядом двое мужчин проводили тренировку кайтсерфинга. Дальше было несколько рыбаков и просто забредших отдыхающих. По пути назад встретили тех же мужчину и женщину, показали им путь на край дальней косы. А сами мы поехали домой, пересекая, объезжая лужи. Теперь кроме обычной грязи, наши байки и велоцепи познали морской песок и соленую воду, но по приезду отказались от помывки велосипедов.

Дома принялись готовить еду. Я на сейчас чистил, варил картошку, а Саша на завтра - гречку. Пригодился мой маленький штатив, чтобы сделать фотку)))

Перед ужином Саша написал список населенных пунктов с километрами на новом листике. Тот листик, что готовился дома, промок по пути в Бердянск.

Потом принялись собирать вещи. Часть вещей я отдал Сашеной сестре. Мы планировали отдать уже не нужные вещи Селе, но тот уехал рано утром, потому что у дочки была температура под 40.

Номер был хоть и маленький, но хороший: две кровати, вешалки, стульчик, тумбочки, телек, который мы не разу не включали и холодильник.

Так и не сделали ни одной фотки гостевого дворика, где мы жили. Напишу своими словами. Там несколько домиков, в том числе двухэтажные. Номеров много. Есть эком, люкс. Цены разные. Есть большой номер с двумя спальнями. Возле каждого номера есть столик для приема пищи или просто посидеть на улице. Видел две кухни, в которых имеется две плиты и все необходимое для приготовления пищи: посуда, ножи, нарезные доски и проч. Несколкьо раковин для мыться посуды и один кран с питьевой водой. Есть два умывальника, несколько душевых кабинок, 4 туалета на улице. В люксах удобства в номерах. Везде есть, где повесить купальники. Хозяйка выдала нам покрывало для моря. Кругом растут цветочки, есть где поставить автомобиль под навесом.

До моря минута ходьбы, рядом рынок, магазин. Цены на косе, конечно выше на продукты, но море несравненно приятнее, чище и глубже. Всем советую.

Хозяева - Татьяна Валентиновна и Александр Иванович - приятные добрые люди. Могут много интересного рассказать.  Адрес гостевого дворика: Макарова 37б.

День третий. Бердянск - Першотравенск. +232 км.

Подъем в 3:30 утра. Позавтракали чаем и мюслями. Мне опять не понравилось. Выехали в 4:26. Татьяна Валентиновна проводила нас почти по-матерински, пожелав счастливого пути и смотрела как мы едем, стоя у ворот. Я бы с удовольствием там еще раз остановился на отдых, а Саша планирует этим летом отдохнуть у нее несколько дней семьей.

Опять плиты... Я не решился звонить на работу, чтобы перенести смену, а выходных у меня в запасе уже нет. Саша предположил, что будем ехать часов 20. Спешить нам некуда. Но хотелось бы приехать домой сегодня, чтобы немного поспать перед работой.

Заезжаем на берег, чтобы сделать прощальные бердянские фотографии возле моря с велосипедами.

Теперь только вперед и в горку. Зато машин почти нет. Выехав из Бердянска, попали в туман. Саша сказал, что туман хуже, чем дождь. На бородах, волосах везде были капельки росы. Сашины очки постоянно потели.

В 8:20 снимаем лишнюю одежду. Саша свою курточку приматывает скотчем к сумке на багажнике, а сверху привязывает веревками из скотча майку, чтобы та высыхала на ветру. А я приматываю олимпийку к подседельному штырю. Не хочется увеличивать вес в рюкзаке.

С водой был небольшой просчет. Мы взяли в Бердянске по 1,5 литра, но не учли тот факт, что рано утром, тем более в воскресение, магазины еще не открыты. Поэтому нужно было брать дополнительно 1 л. Купили воды аж в Андреевке после 53 км пути. Там на перекрестке несколько магазинов, кафе и АЗС.

Почтили память генерал-лейтента Смирнова, погибшего на этом месте в 1941 во время войны.

За селом Смирново хороший спуск, а потом подъем на Алексеевку, где мы по пути на Бердянск покупали воду.

Я не узнал эту дорогу. Сейчас мы здесь зачетно спускались. Но я узнал спуск только когда начали подыматься, заметил те магазины, где мы воду покупали. Мы здесь поднимались, - крикнул я Саше, а ему послышалось "обознались", т.е. не туда поехали. В итоге он затормозил и я получается запорол ему спуск, ведь он начал притормаживать и прогавал спуск. Мне тоже пришлось притормаживать на спуске, когда увидел подъезжающую машину со второстепенной дороги. Трасса, как всегда с ямками, скорость 40 км, а там можно было легко вкрутить до полтинника. На такой скорости какой-нибудь чел выскочит под колеса - ну его нафик...

Между Алексеевкой и Зеленым Гаем привал. Проехали 75 км. Как обычно разложили коврик и скушали по пол судочка гречки со сгущенкой. Вкуснотище. Но еще дома я не представлял себе, как это кушать гречку со сгущенкой. Гречка у меня ассоциируется соленой, с мясом, на худой конец с майонезом и обязательно с маслом. Великий, не побоюсь этого слова, велопутешественник Остап часто питался таким образом в своих походах.

Пока собирались к нам подъехала машина, спросили как ехать на Алексеевку. Туда! - показали мы. Через пару минут снова остановилась машина. Спрашивали дорогу на Бердянск. Обе машины - Таврии. В течении минут двадцати встретили еще с пяток таврушек. У них день Таврии? Мы ж в запорожской области, - ответил мне Саша. Тут завод автозаз, может им зарплату выдавали в трудные времена тавриями? Как бы там ни было, таврии были основными автомобилями на дорогах. Куда ни глянь - таврия. Позже мы сделали вывод, что в запорожской области люди победнее. У нас таврушек не много, а в таких количествах их врядли встретишь, да и машины чаще попадаются подороже.

На этот раз в Зеленом Гае магазин был открыт и Саша купил водички. В 11 въехали в Конские Раздоры.

Увидели вросший турник. Саша поведал легенду, как отец построил турник для сына. Сын уже дано вырос, а отца возможно уже нет в живых..." ...а турник все растет вверх вместе с деревьями.

Село основано или в 1770 или в 1771 году. Здесь расположен Спасо-Преображенский храм.

За храмом идет хороший спуск. На этот раз я отпустил Сашу вперед, выдержав дистанцию, чтобы потом не обвинял меня в том, что я портачу ему спуски))). Догнал его на повороте, перед мостом я набрал скорость 47 км. Вроде бы рекорд за эти три дня. Мы довольно быстро добрались до Полог. Там решили заскачить в магазинчик, в котором останавливались в прошлый раз, чтобы опять купить по мороженному, а я еще и воды.

Продавщица нас узнала. Сказала, что у нее теперь есть миргородская и продала мне ее. Спросила откуда мы и куда и пожелала счастливого пути. Спасибо!

В Пологах дорожное покрытие ужасного качества. В еще одном магазине докупили сгущенки на привал и поехали дальше. За Пологами хороший спуск. Саша вырвался вперед и когда я его увидел, он уже его проехал и был далеко на подъеме. Решив его догнать, рванул вперед. Я помню, что там, в ямке убитая дорога. Но раз Саша проехал, значит там можно проскочить. Но не тут то было. Там проехать не реально. Я думал, что вылечу или перелечу через руль или, что колесам придет кирдык. Тормозить было поздно, да и колодки уже заметно стерлись. Потерял на этих ухабах бутылку воды из флягодержателя. Когда я догнал Сашу, то осмотрел велосипед. К счастью ничего плохого не обнаружил. Друг поведал мне туже историю, что летел на большой скорости и посчитал все ямки по пути. У него потерялся один болтик, скрепляющий передние звездочки. Удачно подошел такой же болтик с малой звезды и поехали дальше на Гуляйполе.

Немного расскажу о воде и питании. Каждые 5 километров мы останавливались, чтобы попить и закинуться сухофруктами. Пожалуй эти казинаки и сушеные абрикосы дали свой весомый вклад в нашу бодрость. Мы держались вместе и я не отставал на всем протяжении пути, как было по дороге на Бердянск.

В Гуляйполе заметили, что мусор уже вывезли, что лежал возле домов. Здесь нам понадобилась опять вода. В киоске продавец упорно искал холодную, но так и не нашел. А когда я дал ему двадватку, тот потребовал еще 3 гривны. Я так-то рассчитывал получить сдачу в пару гривен. Но вода оказалась по 11,50. Тогда спросил у него, как выехать на пешеходный мостик. Помог рядом стоящий мальчик. После Бердянска - это самая дорогая вода. Обычно ее покупали по 9.

За мостиком уже прошли 130 км. Время 14:05. После Гуляйполя у меня возникло ощущение, что мы покинули большие дороги и едем по ебеням. Как будто домой осталось совсем немного. Но еще около соточки педалить.

Опять пошли длинные села Варваровка и Доброполье. В одном из них импровизированный блокпост, построенный, думаю, местными из дерева и подручных материалов. Даже пушка имеется... деревянная.

Пока Саша его фотографировал во дворе напротив женский голос дал команду маленькому мальчику достать автомат. Опа! Сейчас нас начнут пугать из деревянного автомата, надо линять)))

Вскоре мы добрались до второго привала. Заметили, как хочется сладкого в дороге. Сгущенка с гречкой - еще раз зачет! Казалось, появилась усталость. Но трапеза вернула нам силы и мы рванули дальше.

А почти сразу за привалом въехали в родную Днепропетровскую область. Время 15:38.

С погодой нам, можно сказать, повезло. Дождей не было, но и не было палящего солнца. Всю дорогу облака. Я снял велоперчатки, чтобы выровнять загар на руках, но этого не произошло. Утром обещали юго-западный ветер, но он почему-то был встречным. А потом вроде бы как дул западный. То есть нас это устраивало.

За 10 км до Александровки позвонили Роману. Он нас встретил и отвез к себе домой. Там мы первым делом умылись. Как же это придало свежести! А потом попили чаю с бутербродами. Поделились впечатлениями и поехали дальше втроем. Саша поведал, что ему было трудно первые километров 70-80, когда ехали туда. Ведь это наши обычные покатушки, больше не ездили. После сотки стало легче, а после 150 не думалось о трудностях - просто ложился на руль и крутил. Ах, как же мне тогда было тяжело его догонять! Как только он лег на руль - считай все... не догнать.

Роман залил наши бутылки водой, а я так и забыл ему отдать ложку, которую брал в первый день (забыл взять из дому свою).

В селе нас обогнал маленький велосипедист. Я сразу заметил, что на велике есть задняя перекидка. Когда мы обгоняли его, то прочитал надпись на раме Author - зачетный, наверное, байк

Больше всего мы боялись, что в Покровском нас ждет подъем, ведь позавчера мы там быстренько спускались. Но Рома сказал, что там коротенький подъемчик. И мы быстро спустились к р. Волчьей, а потом поднялись до трассы. К тому моменту уже накрутили 170 км. Сначала крутили неспеша, а потом взяли нормальную скорость.

Рома проводил нас до поворота на Просяную. Обязательно заедем еще в эти края, как уже говорил, и покатаем там более тщательно. В пол седьмого тут нас обогнал автобус с Бердянска. Тут у нас опять спросили путь автомобилисты до Межевой. Помогли, чем могли. В Межевой я уже как-то колесил. Мы поехали дальше с хорошей скоростью, оказывается тут постоянный уклон до Маломихайловки, который не был нам заметен позавчера, когда ехали по темному этими местами. Вдруг из кустов выскочила псина. Морда у ней была овчарская, тело не поймешь какой породы, но приличных размеров. Животное накинулось на нас злобным лаем, показывая во всю пасть агрессивные клыки. Впереди услышал от Саши: "переключайся!", что послужило сигналом ударить по педалям на большой передней звездочке, то бишь увеличить скорость. Но, кроме этого, я тоже обозлился и что есть мочи заорал на зловещую собацину. Она нас проводила под звуки лая, наводящего на страх, и обнажая большие чудовищные клыки, леденящие душу. Тем самым повысив нашу скорость за 30, а Саша потом сказал, когда оторвались, что кабы за нами бежал такой цобакен всю дорогу, то мы доехали раза в два быстрее))) Да ну нах...

Зачетно спустился в Маломихайловку и побил рекорд скорости в Конских Раздорах. Тут я заприметил магазинчик, но мы его проехали и вернулись. Купили миргородской по 7,80 - самая дешевая вода на всем пути.
В Просяной были в 19:12.

Между Владимировкой и Васильковским оделись потеплее и встретили закат. Потом ехали при включенных фонарях.

Несколько раз звонила жена, ожидающая меня дома. Уже скоро, оставалось совсем чуть чуть. В городе мы заехали в магазинчик, где Саша купил себе пива, чтобы выпить перед сном. На часах было 21:30, на спидометре - 230 км. Через несколько минут я заносил себя и велосипед домой.

Выводы.

Первое и самое главное - МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!! В нас верили только мы сами, жена и моя мама. Люди по работе не верили, что мы проедем. Но мы смогли. 232 км туда, столько же обратно через день. 464 + 12 по Бердянску = 476 км мы проехали за три дня.

Я раньше трижды проезжал более 100 км. С Сашей мы обычно ездили до 85 км за день. Правда изматывали мы себя добряче! При обычной покатушке это уже был конец путешествия (85 км) и уже можно позволить усталости взять верх над собой, а тогда это даже не средина пути, поэтому надо держаться :)

Трудно было физически в первый день. По пути назад оказалось легче. Мы вернулись домой за 17 часов. Это при том, что отдыхали у Ромы. Очень хорошо была построена система водопоев и помогли сухофрукты поддерживать энергию на всем протяжении пути.

Ни о чем не жалею ни грамма. Проехать Першотравенск - Бердянск на велосипеде нужно было именно тогда, другого раза пришлось бы ждать долго. Оказалось, что мы можем далеко и долго крутить. Силы есть, но их необходимо уметь правильно расходовать, что мы и сделали. Спасибо близким, спасибо тем, кто в нас верил, желал счастливого пути, спасибо руководству наших предприятий, что отпустило нас на выходные, спасибо хозяевам гостевого дворика в Бердянске за то, что приняли нас. Спасибо нашим велосипедам, что ни разу не подвели в пути...

Дорогие друзья! Жду ваших комментариев о нашей поездке! И надеюсь, что наш опыт кому-то может быть полезен...

Unknown комментирует...

Молодцы!!!я Вот тоже мечтаю все о такой поезки, когда нибудь все же решусь)))

Дмитрий Ослопов комментирует...

@Unknown
Главное - не сомневаться в себе и все получится